Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Горе тому, кто облечён властью, ведь она хоронит тех, кто ею обладает»Вавилонский Талмуд, Псахим 87 б

Как рассказать детям о событиях Второй мировой войны и Холокоста?

Темы: Провидение, Воспитание в духе Торы, Война, Народы мира, Пророчество, Вера и упование, Катастрофа

Отложить Отложено

Я преподаю в еврейской воскресной школе. Перед 9 Мая меня попросили дать урок о событиях Второй мировой войны и Холокоста. Как с точки зрения иудаизма правильно сделать это для детей?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам.

Вы задаете достаточно непростой вопрос: как с точки зрения иудаизма правильно говорить с детьми о событиях Второй мировой войны и Холокоста?

На самом деле мы живем в уникальное время, когда еще можно встретить людей, переживших эти страшные события, и вживую услышать их рассказ. Поэтому на нас лежит особая ответственность — стать следующим звеном в цепи передачи знания и памяти о том, что произошло.

Поэтому можно посоветовать пригласить кого-то из ветеранов тех событий. Тогда, во-первых, дети смогут услышать всё из первых уст, что обычно производит особое впечатление на слушателей, во-вторых, это может быть хорошей возможностью для детей на практике выполнить заповедь уважения к старшим.

Известный современный раввин рав Ашер Вайс в своей книге «Минхат Ашер. Вера и упование» отмечает несколько моментов, которые стоит учесть, рассказывая детям о событиях Холокоста. Приведем вкратце и поясним некоторые из них.

1. Нужно рассказывать о страшной катастрофе, которая постигла человечество в целом и еврейский народ в частности. Нужно говорить о бесчисленных еврейских общинах и центрах Торы, которые были уничтожены и разрушены. О миллионах ни в чем не повинных людей, которые стали жертвами беспрецедентного геноцида.

При этом сообщать о страданиях жертв и зверствах их мучителей следует в той мере, которая подходит для возраста и уровня детей. Не стоит заострять внимание на боли и ужасах, которые постигли людей, чтобы не травмировать детей, не испугать их чрезмерно и не пробудить у них сомнения в том, что Творец управляет миром. Взрослым важно быть очень внимательными в этом отношении, учитывая особую чувствительность детей.

2. Следует рассказывать о проявлениях величия духа, когда даже в это страшное время люди рисковали жизнью ради исполнения заповедей и помощи ближнему. Нацисты целенаправленно и продуманно работали над тем, чтобы их жертвы потеряли человеческий облик, но зачастую добивались противоположных результатов.

Именно в это тяжелое время голодные и изможденные люди готовы были поделиться последних куском хлеба, чтобы спасти других. Были и такие, кто на грани голодной смерти не был готов есть некошерное.

3. Особое внимание следует уделить рассказу о том, как Б-жественное Провидение (Ашгаха) не оставляет еврейский народ. И из малочисленных «осколков», уцелевших во время страшной катастрофы чудесным образом, возродились новые еврейские общины, йешивы, хасидские дворы, которые процветают больше, чем прежде, и прославляют имя Творца в подтверждение слов пророка Йешаяу (66:14): «И увидите, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши, как зелень, расцветут, и откроется рука Господня рабам Его, и разгневается Он на врагов Своих».

Разговор о событиях Катастрофы может вызвать естественные вопросы о Провидении Творца в этом мире, но следует помнить, что не блестящие ответы и красивые философские объяснения помогли еврейскому народу пройти через многие столетия страданий и гонений, а цельная вера. Вера в то, что всё происходящее в этом мире — происходит по воле Творца и находится под Его контролем, и Он никогда не оставляет Свой избранный народ — даже в самые тяжелые времена.

И хотя не всегда сразу удается понять глубинный смысл происходящего, вера: всё, что ни делается, — к лучшему, хранила и оберегала еврейский народ. А возвращение еврейского народа на свою исконную Землю и возрождение из пепла еврейских общин и центров Торы — только очередное тому подтверждение.

Пусть Всевышний поможет Вам найти правильные слова и путь к сердцам Ваших учеников.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Творец создал мир несовершенным, чтобы у нас был шанс его улучшить — как пример, сделав доброе дело другому. Эта незавершенность мира, где есть место нам проявить свою доброту — есть проявление доброты Всевышнего. Читать дальше

Помогла неприятному человеку, но не от чистого сердца и без радости...

Рав Яков Шуб

Помогла в угоду собственному высокомерию и тщеславию. Это неправильно?

Как, когда и сколько давать людям денег, когда они просят?

Рав Моше Сытин

Если человек может работать, но предпочитает кормиться подаянием, он все равно настоящий нищий?

Как правильно относиться к прививкам?

Рав Яков Шуб

А были уже в истории случаи, когда раввины говорили о вакцинации? Кто сказал, что есть обязанность делать прививку? Мы обязаны рисковать? Как вообще правильно относиться к прививкам?

Я — медсестра. Могу ли я сделать маме прививку от коронавируса?

Рав Яков Шуб

Сделать родителям укол — это значит нанести им рану или повреждение? А если они сами просят? А если им больше не к кому обратиться? А если родители хотят, чтобы процедура была бесплатной? А если для мамы из всех врачей существует только ее сын?