Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему одни книги вошли в канон, а другие — нет?

Темы: Пятикнижие, Танах, Пророчество, Талмуд, Пророки, Письменная Тора, Писания

Отложить Отложено

Шалом!

Подскажите, пожалуйста, как устанавливался канон Писания? Какие критерии принимались во внимание? Почему одни книги вошли в канон, а другие нет?

Заранее благодарю! Да благословит вас Всевышний благословением, которое обогащает и печали с собою не приносит!

Отвечает рав Нахум Шатхин

Здравствуйте!

Спасибо Вам за теплые слова

По какому принципу составлялся Танах?

Порядок книг в Танахе

В Вавилонском Талмуде, в трактате Бава Батра (14 б) рассматривается авторство и порядок расположения книг Танаха.

Пятикнижие (Торат Моше) написал Моше.

Книги Пророков:

1. Книгу Йеошуа написал Йеошуа бин-Нун

2. Книгу Судей написал пророк Шмуэль.

3. Книгу Шмуэля писал пророк Шмуэль — до момента своей смерти, а дальше книгу дописывали пророк Натан и Гад а-Хозе.

4. Книгу Млахим (Царей) написал пророк Ирмияу.

5. Книгу пророка Йешаяу написал царь Хизкияу.

6. Книгу пророка Ирмияу написал пророк Ирмияу.

7. Книгу пророка Йехезкеля составили Мужи Великого Собрания.

8. Трей Асар (двенадцать малых — по объему — книг пророков: Ошеа, Йоэль, Амос, Овадья, Йона, Миха, Нахум, Хавакук, Цфанья, Хагай, Зхарья, Малахи — Эзра) составили Мужи Великого Собрания.

Писания:

1. Рут

2. Тэилим

3. Ийов

4. Мишлей

5. Коэлет

6. Песнь песней

7. Кинот (Эйха)

8. Даниэль

9. Эстер

10. Эзра

11. Диврей а-Йамим (Хроники)

Однако сегодня эти книги принято располагать в следующем порядке:

1. Тэилим (Псалмы) написал царь Давид.

2. Мишлей (Притчи) — автор царь Шломо, составил пророк Йешаяу.

3. Книгу Ийова написал Моше.

4. Пять Свитков:

а) Шир а-Ширим (Песнь Песней) написал царь Шломо, составил пророк Йешаяу.

б) Коэлет (Экклезиаст) написал царь Шломо, составил пророк Йешаяу.

г) Мегилат Эстер — авторы Мордехай и Эстер, составили Мужи Великого Собрания.

д) Мегилат Рут написал пророк Шмуэль.

5. Книгу Даниэля написал пророк Даниэль, составили Мужи Великого Собрания.

6. Книгу Эзры написал Эзра (он же, по некоторым мнениям, пророк Малахи, см. выше).

7. Книгу Нехемии написал пророк Нехемия.

8. Книгу Диврей а-Йамим (Хроники) написал Эзра.

9. Свиток Эйха (Кинот) написал пророк Ирмияу.

По какому принципу книги были распределены на «Пророки» и «Писания»?

Неверно полагать, что место книги зависит от ее автора, что книга, написанная пророком, должна располагаться именно в «Пророках». Свиток Рут, например, относится к «Писаниям», хотя его написал пророк Шмуэль. Подобным образом обстоит дело и с трудами пророка Ирмияу.

Рамбам, описывая разные уровни пророчества, говорит: иногда человек может получать послание Свыше одного уровня, иногда — другого (более низкого или более высокого). Если человек чувствует, что снизошёл на него дух, побуждающий его говорить слова мудрости (как у царя Шломо) или возносить хвалу (как в Тэилим царя Давида), или предостерегать (как в Свитке Эйха), или излагать хронологию событий (как в Диврэй а-Йамим), и всё происходит наяву, а не во сне, и человек контролирует себя и владеет своими чувствами, — такое явление называется Руах а-Кодеш (дух святости, пророчество более низкого уровня).

И об этом состоянии говорит царь Давид: «Дух Б-га говорит во мне, и слово Его на языке моем» (Шмуэль II 23:2). Поэтому в «Писания» включены такие труды, которые были восприняты на более низком уровне пророческого духа.

Когда же пророк получает нэвуа — пророчество, его состояние совсем иное. Пророчество может быт получено как во сне, так и наяву. Если это происходит наяву, то пророк может видеть «картины», видения, показываемые ему, или слышать голос, обращающийся к нему, при этом — не контролируя свои тело и ощущения (см. предисловие Радака к комментарию на Тэилим).

Меири в предисловии к комментарию на Мишлей царя Шломо приводит три условия, необходимые для помещения книги в «Пророки»:

1. Автор должен быть пророком.

2. Книга должна содержать пророчества о будущем.

3. Пророк должен быть послан Всевышним, чтобы наставить народ на верный путь.

Сколько пророков и пророчиц были в народе Израиля?

В начале книги Шмуэля сказано так: «И был один человек из Раматаим-Цофим… имя ему Элькана…» (Шмуэль I 1:1). В талмудическом трактате Мегила 14:1 этот стих толкуется так. Раматаим-Цофим — не название места, где жил Элькана: такой город нигде не упоминается. А что же это означает? Это намек на то, что Элькана был самым значительным из двухсот пророков, живших в его поколении.

Буквуר — «рэйш» — в слове Раматаим можно понять и как рош («голова» или «глава»), слово без этой буквы звучит как матаим — двести, а слово цофим («наблюдающие» или «ясновидящие») — намек на пророков. Вот и получается: Раматаим-Цофим = рош матаим цофим, «глава двухсот пророков».

И Мидраш Рабба говорит, что в народе Израиля пророков было вдвое больше, чем вышедших из Египта. Отсюда следует, что на протяжении всего времени существования пророчества в народе Израиля были миллионы пророков!

Спрашивает Гмара: но ведь сказано, что на протяжении всей истории еврейского народа было только сорок восемь пророков и семь пророчиц? И отвечает: их было намного больше, однако в собрание книг «Пророки» мудрецы включили только слова сорока восьми пророков и семи пророчиц, пророчества которых останутся актуальными до конца дней, а также, такие пророчества, из которых мы можем вывести галахот (законы), правила тшувы (раскаяния) и мусар (правила этики).

В талмудическом трактате Нэдарим (22 б) сказано: если бы евреи не согрешили, то не было бы необходимости в собраниях книг «Пророки» и «Писания», кроме книги Йеошуа. Книга Йеошуа говорит о разделении Святой Земли на семейные уделы, а в Пятикнижии Моше есть всё, что необходимо для того, чтобы еврей жил правильно и праведно.

А поскольку евреи не всегда поступали как подобает, к ним посылали новых и новых пророков, чьи предсказания были включены в собрание книг «Пророки». Поскольку полного исправления не последовало, Мужи Великого Собрания во главе с Эзрой составили «Писания». Эти книги были призваны донести до народа мудрость Торы в еще более «адаптированной» форме.

Таким образом, хотя Писания обладают более низким статусом святости, чем Пятикнижие и Пророки, у них есть особый смысл и назначение — помочь приблизиться к Творцу даже самому простому еврею, сделать это для него максимально доступным.

Но, как бы то ни было, всё это только подтверждает высказывание наших мудрецов в трактате Мегила о том, что в Танахе собраны не просто повествования или исторические книги, а только те, которые могли помочь еврею в его служении Творцу.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме