Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда ты молишься, знай, перед Кем ты молишься»Вавилонский Талмуд, Брахот 28 б

Как избавиться от интернет-зависимости и прокрастинации?

Темы: Исправление, Страдания, РАМХАЛЬ, Политика, Интернет, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Добрый день!

Спасибо большое за то, что вы есть, за вашу работу и ответы и на мои вопросы включительно. Мне они помогают двигаться вперед и развиваться.

Уважаемые раввины, подскажите, пожалуйста, есть ли конкретные инструкции для избавления от интернет-зависимости?

Хочу добавить, что проблема у меня специфическая: я уже много лет смотрю ролики или читаю новости про политику, митинги, революции, свержения диктаторов, выборы и т. д. Как будто жажду, чтобы свершилась справедливость, плохие люди понесли наказание, а добрые и честные — жили в добре и радости.

Недавно в августе, когда случились митинги в Белоруссии, разгоняли и били людей, я буквально залипал в телефоне, листая новости, и, как наркозависимый, искал ещё и ещё, ждал, что вот, наконец-то, люди вздохнут спокойно и освободятся от тирании, переживал всё это.

У меня есть предположение, откуда это взялось. Когда я был маленьким, 3-4 года, я убежал из детского сада (что-то мне там не нравилось ). И вместо того, чтобы расспросить меня и понять мотивы, в наказание меня закрыли одного в летней кухне на неделю (помню многие детали до сих пор). Подозреваю, что здесь и кроется подсознательное ощущение несправедливости.

Еще хочу добавить, что долгое время страдал откладыванием дел, еще до интернета (в ходу были книги, телевизор, уход в себя). Я понимаю это как избегание трудностей и ответственности за принятие решений.

Так жить больше не могу и не хочу и прошу вашего совета: как избавиться от этой зависимости? Что делать, что читать, на какие хитрости пойти, чтобы, c Божьей помощью, одолеть свой йецер?

Есть ли инструкция или порядок действий, книги, статьи и как молиться, чтобы избавиться от зависимости от телефона? Нужно ли избавиться или направить моё «чувство несправедливости»' в другое русло? И как это сделать?

Заранее вам благодарен. C уважением и пожеланием счастливого года, Юрий

Отвечает рав Элияу Левин

Добрый день, Юрий!

Спасибо за теплые слова!

Проблема зависимости, о которой Вы пишете, в той или иной форме беспокоит очень многих людей.

В Вашем случае это вопросы политики, и я не думаю, что причиной тому является обостренная чувствительность к несправедливости. Внутренним стремлением к справедливости обладают все без исключения, разве что не все отдают себе в этом отчет.

Кроме того, все мы прекрасно понимаем, что из-за дополнительных часов, которые мы проведем в интернете, справедливость не восторжествует…

Давайте попробуем проанализировать еще несколько причин, вызывающих это явление. Возможно, не все они актуальны именно для Вас, но, зная причины, мы сможем найти путь преодоления проблемы.

Вы упоминаете очень распространенную привычку откладывать дела «на потом». В современной психологии это явление нарекли даже специальным термином «прокрастинация».

Что это такое? Человек осознает необходимость заняться чем-то существенным, но по каким-то причинам откладывает это «в долгий ящик». Чтобы избежать угрызений совести, он должен либо создать видимость занятости, либо просто отвлечься от назойливой реальности.

Интернет предоставляет эти услуги — возможность раствориться на неограниченный промежуток времени…

В большинстве случаев корень такого поведения — самая обычная лень. Тело человека создано из земли, и наша физическая составляющая очень тяжела на подъем. Тут не существует особых секретных патентов, а требуется ежедневная работа над собой, и в силах любого человека изменить себя.

Царь Шломо в книге Мишлей («Притчи»; 6:9-11) обращается к каждому: «Доколе, ленивец, будешь спать? Когда встанешь от сна твоего? Немного поспать, немного подремать, немного сложа руки полежать, — и придет, как путник, бедность твоя, и нужда твоя, как муж с оружием».

В наших книгах немало внимания уделено путям борьбы с ленью. Так, например, Рамхаль в «Мэсилат Йешарим» посвящает несколько глав работе над качеством расторопности. Понятно, что в рамках ответа трудно писать об этом подробно, но одна из основных причин зависимости — отсутствие альтернатив и мотивации что-либо делать.

Даже самый ленивый студент, пробездельничав несколько месяцев, в последнюю неделю перед экзаменом собирается с силами и берется за дело. Почему? Он понимает, что сейчас надо взять себя в руки, а иначе он «вылетит» из института…

То есть, если мы осознаем, насколько важно в данный момент действовать — это уже достаточно мощное средство от лени. Для нас, людей, верящих в Творца, совершенно ясно, что вся жизнь этого и Будущего мира зависит от наших действий, и сам этот факт обязывает действовать.

Никто не станет разбрасывать денежные купюры из форточки, а время — это самое дорогое, что у нас есть…

Есть более высокие уровни работы над мотивацией. Например, если мы кого-то любим, то любовь побуждает нас к действиям. Точно так же, если мы понимаем, что есть Творец, и осознаем, какие блага Он дает своим творениям, этого должно быть достаточно, чтобы побудить нас к действиям.

Несколько чисто технических советов. Не стоит делать резких шагов. Необходимо оставить время для Ваших интересов, но это время должно быть нормированным. Постепенно можно свести все эти занятия к минимуму.

Если Вы создадите себе рамки полезной занятости, то свободного времени будет меньше, и проблема зависимости сама по себе разрешится. Рамки могут быть самыми разными — от домашнего хозяйства до курсов иностранного языка или повышения квалификации…

Очень рекомендуется найти единомышленников, поскольку совместная работа стимулирует. Кроме того, очень часто чрезмерное увлечение интернетом происходит как раз от отсутствия здорового общения.

Кроме работы над мотивацией важно научиться бороться с иллюзиями. Лень рисует нам иллюзорные картины возможных сложностей, которые изначально отбивают желание что-либо делать…

Тут нам помогает активная деятельность. Сами действия влияют на внутреннее состояние. Мы можем ощущать крайнюю апатию, но, как только засучим рукава и активно возьмемся за дело, сразу же чувствуем прилив энергии…

Вы затронули серьезную тему, которая актуальна для всех без исключения. Наши мудрецы говорят: всякому, кто желает очиститься, помогают Свыше. Нам остается только взяться за дело…

С уважением, Элияу Левин

Материалы по теме

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Можно ли развить интеллектуальные способности?

Рав Яков Шуб

Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...


Прежде всего, нам стоит задуматься, что такое «гордыня», чем она плоха, а после этого задуматься, как с ней бороться. Как известно, противоположность гордыни — скромность. В Торе мы видим, что скромность — наиболее желанная для Всевышнего человеческая черта, к которой мы должны стремиться. Читать дальше