Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Что такое проклятие?

Что такое проклятие с точки зрения иудаизма? Действуют ли проклятия и, если да, как и почему действуют и можно ли снять проклятие?

Проклятие (אָלָה, ала; מְאֵרָה, меара; קְלָלָה, клала; в Талмуде также используется арамейское לְטוּתָא, летута) — устное негативное пожелание, адресованное конкретному человеку либо группе людей с упоминанием имени Б-га либо без него. Согласно традиционному верованию, проклятие имеет духовную силу, способную нанести вред проклятому или его семье. Еврейский закон запрещает проклинать себя или других, а за проклятие родителей полагается самая высокая мера наказания — смертная казнь по приговору суда через «скилу» (т.н. «побиение камнями») (см. Шмот 21:17).

Оглавление

В чем сила проклятия? [↑]

Сила проклятия напрямую связанна с Б-жественной природой человеческой души. Речь — это Б-жественный элемент, которым Творец наделил человека на последнем этапе его творения, вдохнув в него душу (см. перевод Ункелоса на стих Берешит 2:7). Божественная составляющая человеческой речи придает словам духовную силу, дающую возможность благословлять, проклинать, заклинать и даже творить («Сэфэр аХинух» зап. 350 и Маараль Нэтивот олам, нэтив лашон).

Сила проклятия возрастает, если проклятие было вынесено праведным человеком, хранящим свои уста в чистоте и святости.

Почему проклятие работает? [↑]

Комментатор Торы и кабалист Ор аХаим аКадош в своем комментарии на главу Балак объясняет, что проклятие вызывает строгое отношение Б-га к проклятому (мидат а-дин), — что может привести к незамедлительному наказанию за уже существующие грехи, за которые он получил «отсрочку» в рамках Милосердного отношения (мидат а-рахамим).

Таким образом, силе проклятия подвержены практически все люди, поскольку нет человека, который бы ни разу не согрешил (см. Коэлэт 7:20). Но абсолютно чистый праведник, без единого греха, не подвержен силе проклятия, т.к. не имеет повода для наказания Свыше.

Стоит ли бояться проклятия? [↑]

Талмуд предостерегает от легкомысленного отношения к проклятию, даже если проклятие вышло из уст простого человека.

Однако незаслуженное проклятие обычно не осуществляется, как сказано в книге Притчей(26:2): «Как птице лететь, как воробью порхать, так незаслуженная клятва не осуществится».

Но проклятие, произнесенное законоучителем и праведником, имеет силу, даже если оно незаслуженное (Брахот 56а).

Запрет проклинать [↑]

Тора запрещает проклинать других, как сказано: «Не проклинай глухого» (Ваикра 19:14). Мудрецы в трактате Санедрин (66а) интерпретируют этот стих как запрет проклинать любого человека, будь он глухим или нет (ведь если даже того, кто не слышит проклятие, нельзя проклинать — тем более человека, который слышит).

Тот, кто проклинает судью, несет двойную повинность, а за проклятие главы народа — тройную, как сказано: «Не проклинай судью, и главу народа не проклинай» (Шмот 22:27).

В трактате Шавуот (36а) учится из стиха: «Береги себя и береги свою душу» (Дварим 4: 9), что запрещено проклинать даже самого себя.

Формула проклятия [↑]

Запрет проклинать включает в себя произнесение любого негативного пожелания, ущерба, неудачи, смерти и т.п., адресованное конкретному человеку либо группе людей.

Например: «Чтоб тебя то-то и то-то», «чтоб с таким-то случилось так-то и так-то».

Наивысшую строгость имеет проклятие с упоминанием имени Вс-вышнего или одного из его эпитетов. Имена Вс-вышнего на других языках имеют статус эпитетов.

Тот, кто проклинает, наносит себе вред [↑]

В книге Хасидим (76) указывается, что очень часто проклятие, которое адресовано кому-либо, в конечном итоге исполняется на самом проклинающем либо на его семье.

В Талмуде (трактат Санедрин, 48б) написано, что все проклятия, которыми проклял Давид своего полководца Йоава, в конечном итоге бумерангом обратились к нему самому.

Проклятие как элемент скрепления союза [↑]

Завет между Б-гом и народом Израиля имеет форму договора, в котором Б-г выступает в качестве покровителя Израиля, а Израиль обязуется сохранять верность своему Б-гу.

За нарушение этого обязательства на Израиль обрушатся подробно перечисленные в книге Дварим проклятия (См. Дварим, 27:15—26; 28:15—68).

Беды, обрушившиеся на еврейский народ за последние две тысячи лет изгнания, являются прямым результатом исполнения указанных проклятий, как наказание за неповиновение законам Торы.

Проклятие в еврейском суде [↑]

В еврейском суде проклятие использовалось как карательный элемент за неисполнение судебного решения, либо за несоответствие определенным религиозным и гражданским нормам.

Такой клятвой заклинал коэн замужнюю женщину подозреваемую в измене — сота(см. Бемидбар 5:12-22).

За невыполнение распоряжений еврейского суда судьи вправе наложить на ответчика «херем» (проклятие и отлучение от общины), включающий в себя запрет на любые деловые отношения с неповинующимся, а также отстранение его от миньяна.

Ритуал отлучения происходил в присутствии десяти евреев и сопровождался различными проклятиями и молитвами, призывающими взыскать с подсудимого за его неповиновение. Во время проклятий в зал суда приносили носилки для мертвого, судьи держали в руках свиток Торы, зажигали свечи. Частью ритуала было так же трубление в шофар.

В Талмуде (Моэд Катан 17а) на примере нескольких историй указывается, что разрушающая сила проклятия «херем» может привести к скоропостижной смерти проклятого.

Проклятие «ми шэ пара» за отмену сделки [↑]

Еще один вид проклятия, известный в еврейской судебной практике — это проклятие «ми шэ пара…» (ивр. — «тот, кто взыскал…»). Название «ми шэ пара» является начальными словами проклятия: «Тот, кто наказал поколение потопа, Вавилонской башни и жителей Сдома и Аморы, Он накажет того, кто не держит своего слова».

Проклятие «ми шэ пара» возлагается автоматически на любого человека, который отменил деловую сделку после оплаты.

Дело в том, что с точки зрения еврейского имущественного кодекса, передача денег еще не завершает акт приобретения, пока покупатель не получил товар на руки. И поэтому де-юре можно отменить сделку — например, в пользу иного покупателя.

Однако, если одна из сторон решит отменить сделку уже после оплаты, но до получения товара, в таком случае отменивший и получает проклятие «ми ше пара».

Проклятие «пульса де-нура» [↑]

В разгаре политических войн в государстве Израиль получило известность так называемое проклятие «пульса де-нура» (с арамейского — «огненный удар» или «огненные шары»), используемая различными радикалами для устрашения и оказания воздействия на различных политических деятелей и лидеров партий. Известно, что обряд пульса де-нура производился ультраправыми ортодоксами в преддверии убийства премьер министра Ицхака Рабина в 1995 году, а также за полгода до инсульта Ариэля Шарона в 2006 году. Некоторые связывают преждевременную смерть политиков с результатом осуществления проклятия пульса де-нура.

Многие исследователи ставят под сомнение исконность данного обряда в связи с тем, что он не упоминается в древних источниках и в кабалистической литературе. Кроме того, в Талмуде и в агадической литературе понятие «пульса де-нура» используется в значении Небесного наказания по отношению к духовным сущностям, но не как проклятие, наносимое людьми. Тем не менее, очевидно, что сам ритуал «пульса де-нура» практически полностью основан на обычаях, совершаемых во время наложения «херема», где также произносились проклятия под звук шофара в присутствии десяти мужчин и при зажжённых свечах. Скорее всего, сам ритуал является немного измененной формой проклятия «херем», где название было заимствованно из Талмуда по ассоциативному принципу.

Поэтому не исключено, что действенность проклятия пульса де-нура имеет место, как и любой херем, если он выносится по решению бейт дина и на объективном основании.

Как избавиться от проклятия? [↑]

  1. В книге Пеле Йоэц(глава «Клала») приводится: тот, кто слышит проклятие в свой адрес, пусть произнесет в этот момент: «Ло кэн иѓъе, элэ гам барух иѓъе» («да не будет так, но пусть будет благословлен!»).
  2. В книге Орах Мэйшарим(глава 10 на основе Талмуда) написано, что для того, чтобы проклятие не осуществилось, следует произвести действие, немного напоминающее содержание проклятия. Таким образом, проклятие как бы осуществляется через безвредное для человека действие.
  3. Следует произнести текст «атарат клалот» (отпущение проклятий), составленный раби Шломо Шараби.
  4. Пусть помолится, чтобы проклятие не исполнилось (Лереэха камоха пункт 7)
  5. Следует попросить благословения у праведника (Тосфот Санхедрин 70а «Килэло»).

Отпущение проклятий «атарат клалот» [↑]

Отпущение клятв производится в присутствии десяти мужчин, желательно, чтобы среди них были знатоки Торы.

Если невозможно собрать десять мужчин, то можно сделать «ататрот клалот» даже перед тремя мужчинами.

Во время обряда произносят текст, составленный кабалистом раби Шломо Шараби, где просящий просит присутствующих, от имени Небесного суда, отпустить возложенные на него проклятия, и тем самым частично избавиться от негативного влияния проклятий и аин ара — «дурного глаза».

В некоторых общинах существует обычай совершать отпущение клятв каждый год в преддверии Рош аШана и Йом Кипур.

Выводить материалы