Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тому, кто раскаялся в совершённом преступлении, за которое полагается смертная казнь или истребление души, — раскаяние и Йом-Кипур приносят частичное очищение, а затем человека постигают страдания, которые завершают искупление»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 1, 4
Тема

Херем

Херем — понятие, имеющее несколько значений. Херем может означать истребление, обречение какого-либо имущества или человека на уничтожение, запрет пользоваться чем-либо, посвящение личной собственности Б-гу путем передачи на нужды Храма или в распоряжение священнослужителей, отлучение вероотступника от общины (запрет вступать с ним в контакт).

Оглавление

Херем в значении «уничтожение» [↑]

В Торе слово «херем» (производный от него глагол — «леахрим», объявить херем), в частности, означает обречение какой-либо вещи или человека на уничтожение — например, существует заповедь о том, что еврей, приносящий жертвы идолам, должен быть истреблен («йохорам», Шмот,22:19). Также и о целом еврейском городе, жители которого начали поклоняться «чужим богам», говорится: «обреченным сделай (“ахрэм”) его и все, что в нем» — т.е. людей и скот необходимо убить, а все имущество сжечь, как сказано: «всю добычу его собери на его площади и сожги огнем город со всей его добычей всецело Господу, Б-гу твоему» (Раши объясняет — «во имя Его и во славу Его» — см. Дварим,13:16).

Во время завоевания Земли Израиля, чтобы евреи почувствовали, что ни одна победа не может быть достигнута без помощи Вс-вышнего, Йеошуа бин Нун объявил херем на Йерихо — запретил пользоваться захваченными вещами и отстраивать этот город, приказав полностью стереть его с лица земли. В книге Иеошуа (гл.6) рассказывается о казни Ахана, попытавшегося присвоить себе добычу, а 500 лет спустя, когда нечестивец Хиэль, несмотря на запрет, строил город с таким же названием, один за другим умерли все его десять сыновей (см. трактат Талмуда Санедрин, л.10Б).

Посвящение на нужды Храма и посвящение коэнам («хармэй шамаим» и «хармэй коаним») [↑]

Другое значение слова «херем» — обречение в смысле «посвящение Б-гу» владельцем собственности какой-либо ее части (как движимого, так и недвижимого имущества, а также нееврейских — канаанейских — рабов). Само посвященное имущество тоже называлось «херем». После приобретения этого статуса оно становилось запрещенным для обычного употребления и — в зависимости от воли владельца — должно было быть передано в распоряжение Храма или лично священнослужителям (коэнам), чья очередь служить в Храме была в то время (впоследствии и храмовая казна, и коэны могли пользоваться этой собственностью по своему усмотрению, в том числе продать). В первом случае такое имущество называлось «хармэй шамаим» («херем в пользу Небес»), во втором — «хармэй коаним» («херем в пользу коэнов»).

Разница между этими двумя видами херема состояла в том, что отданное непосредственно на нужды Храма могло быть выкуплено бывшим владельцем (с прибавлением одной пятой части его стоимости), а эти деньги поступали в храмовую казну. Если же владелец оговаривал, что его имущество передается коэнам, выкупу оно не подлежало, и об этом сказано в Пятикнижии: «Всякий херем, что обрекает человек Г-споду из собственности его, из людей ли или скота, или из поля своего владения, не продается и не выкупается, всякое посвященное свято Г-споду» (Ваикра, 27:28; см. также коментарии Раши).

Среди еврейских мудрецов существуют разные мнения по поводу того, как рассматривать случай, когда хозяин не оговаривал, для чего предназначен херем: одни считают, что херем без уточнения означал посвящение Храму, другие — передачу священнослужителям (см. Раши к Ваикра, 27:28).

После разрушения Храма «хармэй шамаим» осуществить стало невозможно, однако такая форма наложения херема, как «хармэй коаним», может иметь место и в наше время. В книге Сефер а-Хинух («Книга воспитания») анонимного автора, жившего в XIII веке в Барселоне, содержащей перечень 613 заповедей, говорится, что каждый еврей может посвятить свою собственность Б-гу, передав ее коэну, живущему в его городе (Сефер а-Хинух, заповедь 357). Исключение представляет земельный надел в Эрец Исраэль. Его нельзя объявить «херемом», т.к. в отношении наделов Земли Израиля действуют особые законы, связанные со счетом так называемых юбилейных лет. По закону Торы каждые 50 лет наступает юбилейный год («йовель»), когда проданные земли возвращаются к их владельцам (как известно, землю в Эрец Исраэль нельзя продать и купить «насовсем», т.к. истинный хозяин ее — Вс-вышний). Земля же, на которую наложен херем и которая перешла к коэну, не возвращается в йовель. А поскольку счет юбилейных лет в наше время утрачен, не работают и законы передачи земли в качестве «хармэй коаним» (Сефер а-Хинух, заповеди 358, 359).

Отлучение [↑]

Понятие «херем» имеет еще одно значение — отлучение от общины за проступок, не являющийся наказуемым согласно букве закона Торы, однако несовместимый с духом иудаизма.

В Талмуде упомянуты четыре вида херема: собственно херем, нидуй (отлучение), шамта (анафема, проклятие) и незифа (порицание).

Херем — одна из самых суровых мер наказания. О виновном говорят «да будет проклят!», ему запрещено вступать в какие-либо контакты с людьми, в том числе обучать Торе и учиться вместе с другими учениками, его родственникам запрещено оплакивать его смерть.

Нидуй, в отличии от херема, длился только тридцать дней (в Вавилоне — 7 дней). Если отлученный не раскаивался, этот срок продлевали, а после двух отлучений накладывали херем. Такому человеку дозволялось слушать Тору в синагоге, но ему полагалось входить через особый вход и носить траурные одежды.

Шамта, по одному из объяснений, означает «шам мита» — «там смерть», что указывает на суровость этого наказания. О различиях между нидуем и шамтой мнения мудрецов расходятся. Раши считает, что шамта легче отлучения, Ташбац и Райвад — что это наказание суровее, а по мнению Рамбама, оба наказания равны по степени тяжести.

Незифа — выговор, порицание. Незифа была в силе в течение семи дней, а в Вавилоне — один день. Достаточно было, если учитель сердился на ученика, чтобы тот почувствовал себя подвергшимся порицанию, то есть пребывал в одиночестве в своем доме и уклонялся от встреч с людьми.

(Об отлучении см. материалы сайта: аудиоуроки по трактату Талмуда Моэд катан, историю об отлучении р.Элиэзера бен Орканоса, главу «Еретики и отлучения» в книге Б.Вайна «Ам Исраэль хай»).

Херем рабейну Гершома [↑]

Особое явление представляет собой т.н. херем рабейну Гершома, мудреца, жившего в XI веке и известного под именем «Светоча диаспоры». В частности, рабейну Гершом запретил многоженство, развод против воли жены и чтение чужих писем. Эти запреты действуют и в наше время.

Выводить материалы