Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Херем

Херем — понятие, имеющее несколько значений. Херем может означать истребление, обречение какого-либо имущества или человека на уничтожение, запрет пользоваться чем-либо, посвящение личной собственности Б-гу путем передачи на нужды Храма или в распоряжение священнослужителей, отлучение вероотступника от общины (запрет вступать с ним в контакт).

Оглавление

Херем в значении «уничтожение» [↑]

В Торе слово «херем» (производный от него глагол — «леахрим», объявить херем), в частности, означает обречение какой-либо вещи или человека на уничтожение — например, существует заповедь о том, что еврей, приносящий жертвы идолам, должен быть истреблен («йохорам», Шмот,22:19). Также и о целом еврейском городе, жители которого начали поклоняться «чужим богам», говорится: «обреченным сделай (“ахрэм”) его и все, что в нем» — т.е. людей и скот необходимо убить, а все имущество сжечь, как сказано: «всю добычу его собери на его площади и сожги огнем город со всей его добычей всецело Господу, Б-гу твоему» (Раши объясняет — «во имя Его и во славу Его» — см. Дварим,13:16).

Во время завоевания Земли Израиля, чтобы евреи почувствовали, что ни одна победа не может быть достигнута без помощи Вс-вышнего, Йеошуа бин Нун объявил херем на Йерихо — запретил пользоваться захваченными вещами и отстраивать этот город, приказав полностью стереть его с лица земли. В книге Иеошуа (гл.6) рассказывается о казни Ахана, попытавшегося присвоить себе добычу, а 500 лет спустя, когда нечестивец Хиэль, несмотря на запрет, строил город с таким же названием, один за другим умерли все его десять сыновей (см. трактат Талмуда Санедрин, л.10Б).

Посвящение на нужды Храма и посвящение коэнам («хармэй шамаим» и «хармэй коаним») [↑]

Другое значение слова «херем» — обречение в смысле «посвящение Б-гу» владельцем собственности какой-либо ее части (как движимого, так и недвижимого имущества, а также нееврейских — канаанейских — рабов). Само посвященное имущество тоже называлось «херем». После приобретения этого статуса оно становилось запрещенным для обычного употребления и — в зависимости от воли владельца — должно было быть передано в распоряжение Храма или лично священнослужителям (коэнам), чья очередь служить в Храме была в то время (впоследствии и храмовая казна, и коэны могли пользоваться этой собственностью по своему усмотрению, в том числе продать). В первом случае такое имущество называлось «хармэй шамаим» («херем в пользу Небес»), во втором — «хармэй коаним» («херем в пользу коэнов»).

Разница между этими двумя видами херема состояла в том, что отданное непосредственно на нужды Храма могло быть выкуплено бывшим владельцем (с прибавлением одной пятой части его стоимости), а эти деньги поступали в храмовую казну. Если же владелец оговаривал, что его имущество передается коэнам, выкупу оно не подлежало, и об этом сказано в Пятикнижии: «Всякий херем, что обрекает человек Г-споду из собственности его, из людей ли или скота, или из поля своего владения, не продается и не выкупается, всякое посвященное свято Г-споду» (Ваикра, 27:28; см. также коментарии Раши).

Среди еврейских мудрецов существуют разные мнения по поводу того, как рассматривать случай, когда хозяин не оговаривал, для чего предназначен херем: одни считают, что херем без уточнения означал посвящение Храму, другие — передачу священнослужителям (см. Раши к Ваикра, 27:28).

После разрушения Храма «хармэй шамаим» осуществить стало невозможно, однако такая форма наложения херема, как «хармэй коаним», может иметь место и в наше время. В книге Сефер а-Хинух («Книга воспитания») анонимного автора, жившего в XIII веке в Барселоне, содержащей перечень 613 заповедей, говорится, что каждый еврей может посвятить свою собственность Б-гу, передав ее коэну, живущему в его городе (Сефер а-Хинух, заповедь 357). Исключение представляет земельный надел в Эрец Исраэль. Его нельзя объявить «херемом», т.к. в отношении наделов Земли Израиля действуют особые законы, связанные со счетом так называемых юбилейных лет. По закону Торы каждые 50 лет наступает юбилейный год («йовель»), когда проданные земли возвращаются к их владельцам (как известно, землю в Эрец Исраэль нельзя продать и купить «насовсем», т.к. истинный хозяин ее — Вс-вышний). Земля же, на которую наложен херем и которая перешла к коэну, не возвращается в йовель. А поскольку счет юбилейных лет в наше время утрачен, не работают и законы передачи земли в качестве «хармэй коаним» (Сефер а-Хинух, заповеди 358, 359).

Отлучение [↑]

Понятие «херем» имеет еще одно значение — отлучение от общины за проступок, не являющийся наказуемым согласно букве закона Торы, однако несовместимый с духом иудаизма.

В Талмуде упомянуты четыре вида херема: собственно херем, нидуй (отлучение), шамта (анафема, проклятие) и незифа (порицание).

Херем — одна из самых суровых мер наказания. О виновном говорят «да будет проклят!», ему запрещено вступать в какие-либо контакты с людьми, в том числе обучать Торе и учиться вместе с другими учениками, его родственникам запрещено оплакивать его смерть.

Нидуй, в отличии от херема, длился только тридцать дней (в Вавилоне — 7 дней). Если отлученный не раскаивался, этот срок продлевали, а после двух отлучений накладывали херем. Такому человеку дозволялось слушать Тору в синагоге, но ему полагалось входить через особый вход и носить траурные одежды.

Шамта, по одному из объяснений, означает «шам мита» — «там смерть», что указывает на суровость этого наказания. О различиях между нидуем и шамтой мнения мудрецов расходятся. Раши считает, что шамта легче отлучения, Ташбац и Райвад — что это наказание суровее, а по мнению Рамбама, оба наказания равны по степени тяжести.

Незифа — выговор, порицание. Незифа была в силе в течение семи дней, а в Вавилоне — один день. Достаточно было, если учитель сердился на ученика, чтобы тот почувствовал себя подвергшимся порицанию, то есть пребывал в одиночестве в своем доме и уклонялся от встреч с людьми.

(Об отлучении см. материалы сайта: аудиоуроки по трактату Талмуда Моэд катан, историю об отлучении р.Элиэзера бен Орканоса, главу «Еретики и отлучения» в книге Б.Вайна «Ам Исраэль хай»).

Херем рабейну Гершома [↑]

Особое явление представляет собой т.н. херем рабейну Гершома, мудреца, жившего в XI веке и известного под именем «Светоча диаспоры». В частности, рабейну Гершом запретил многоженство, развод против воли жены и чтение чужих писем. Эти запреты действуют и в наше время.

Выводить материалы

Талмуд. Трактат Моэд Катан 115. Отлучение – опасная вещь! Лист 17-«А» – 17-«Б»

Рав Мендель Агранович,
из цикла «Талмуд. Трактат Моэд Катан»

Хахам Цви

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...

Раби Яаков бар Йосеф Поляк

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Биография раввина, одного из духовных лидеров евреев восточной Европы

Талмуд. Трактат Моэд Катан 114. Отлучение может сделать даже рабыня... Лист 17-«А»

Рав Мендель Агранович,
из цикла «Талмуд. Трактат Моэд Катан»