Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся мыслитель и проповедник, один из духовных лидеров поколения.

Раби Моше бар Яаков Хагиз (5432-5521 /1672-1761/ гг.) — выдающийся мыслитель и проповедник, один из духовных лидеров поколения.

Родился в Йерушалаиме. Его отец р. Яаков Хагиз, руководитель иерусалимской ешивы Бейт Яаков, умер, когда ребенку было два года. Воспитывался в доме своего деда — р. Моше Галанти (Магана), который был главным раввином святого города.

В 5449 /1689/ году, когда р. Моше Хагизу было семнадцать лет, р. Моше Галанти умер — однако он уже успел повеселиться на свадьбе своего внука. В течение некоторого времени р. Моше Хагиз продолжал учиться в ешиве под руководством р. Авраама Ицхаки, ближайшего ученика своего деда, — впоследствии в своих сочинениях р. Хагиз всегда называл его «мори вераби» (мой учитель и наставник).

Однако вскоре ешива Бейт Яаков оказалась без средств. Около 5452 /1692/ р. Хагизу пришлось отправиться в Египет для сбора пожертвований. Возвратившись в Йерушалаим, двадцатилетний р. Моше Хагиз сам возглавил знаменитую ешиву, созданную его отцом.

Вскоре умерла молодая жена р. Хагиза, и поскольку собранных им для ешивы средств хватило лишь ненадолго, в 5456 /1696/ году он отправился в новый шлихут — на этот раз в итальянский город Ливорно (в этом городе жил его отец до того, как «поднялся» в Землю Израиля). И хотя на этот раз его миссия по сбору средств не увенчалась успехом, он сумел издать в Италии свою первую книгу Лекет акемах (Собирание муки). Этот сборник комментариев и дополнений к кодексу Шульхан арух вышел в свет в Венеции в 5457 /1697/ году и вскоре приобрел популярность.

В двух последних буквах названия книги зашифровано имя автора: «мем» и «хет» — аббревиатура имени Моше Хагиз.

На короткое время р. Моше Хагиз возвратился в Йерушалаим, но нужда заставила его вновь уехать в Европу: он посетил итальянский город Верону, а затем направился в Прагу, столицу королевства Богемия. В 5467 /1707/ году, пытаясь раздобыть деньги на свою иерусалимскую ешиву, он достиг Амстердама — крупнейшего еврейского центра, который называли «голландским Иерусалимом». Во время своих странствий р. Моше Хагиз зарабатывал на хлеб, выступая с блистательными драшот (толкованиями Торы), которые собирали множество слушателей.

В Амстердаме он задержался не только ради сбора пожертвований, но и для того, чтобы продолжить публикацию своих сочинений. В 5473 /1713/ году в амстердамской типографии была выпущена в свет его книга Элэ амицвот (Вот эти заповеди), в которой исследуются таамим (духовный смысл) каждой из шестисот тринадцати заповедей Торы.

Во время пребывания в Амстердаме он познакомился с новым главным раввином общины р. Цви-Гиршем Ашкенази (Хахамом Цви), и двух мудрецов связала крепкая и многолетняя дружба.

Серьезным испытанием для этой дружбы стал конфликт, разразившийся вокруг кабалистического трактата Раза дийехуда (Тайна единства), принадлежащего перу некого Нехемии Хиюна. В юности этот человек был учеником цфатского раввина р. Хаима Абулафии, но затем во время пребывания в Салониках вступил в секту последователей лжемашиаха Шабтая Цви. В 5455 /1695/ году он вернулся в Землю Израиля и посвятил себя исследованиям в области практической кабалы — однако мудрецы Йерушалаима во главе с р. Авраамом Ицхаки быстро распознали в его опытах ядовитый привкус «шабатианства» и изгнали отступника из Святой Земли. В 5469 /1709/ году он побывал в Венеции, где издал свою книгу Раза дийехуда, затем посетил Прагу — а в 5473 /1713/ году шестидесятилетний Хиюн победно вступил в Амстердам, имея репутацию одного из ведущих кабалистов Европы.

В Амстердаме р. Моше Хагиз, отец которого был одним из основных противников Шабтая Цви, при внимательном рассмотрении различил в популярной книге Хиюна выражение сектантских идей — более того, в этой книге отразилось и христианское учение о «троице», лишь слегка задрапированное традиционной терминологией кабалы. Р. Моше Хагиз поделился своим «открытием» с Хахамом Цви, возглавлявшим ашкеназскую общину города, и они наложили херем (отлучение) на отступника и его книгу. Их решение поддержали старейшие раввины Европы, которые уже сталкивались с отступником, — р. Нафтали Кац из Праги и р. Йеуда Бариэль из Мантуи. Но раввин сефардской общины Амстердама р. Шломо Аильон решительно встал на сторону Нехемии Хиюна, который его ловко шантажировал, — в молодости, обучаясь в Салониках, они вместе входили в круги поклонников лжемашиаха, и теперь р. Аильон боялся, что об этом станет известно в его общине. В ответ на херем, наложенный Хахамом Цви и р. Моше Хагизом, руководители сефардской общины наложили херем на них самих и, заручившись поддержкой нидерландских властей, вынудили их оставить страну.

Впоследствии все духовные лидеры поколения встали на сторону изгнанных мудрецов. Нехемия Хиюн, утративший своих последних защитников, бежал в Северную Африку и там умер, а его сын, крестившись, стал мосером (доносчиком на евреев) и одним из идеологов церковной юдофобии (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

После этих событий р. Моше Хагиз переселился в Альтону, городок, расположенный в окрестностях Гамбурга (его старший друг, Хахам Цви, был раввином Альтоны до того, как был приглашен в Амстердам).

За два десятилетия, проведенных им в Альтоне и Гамбурге, р. Моше Хагиз написал и издал большинство своих книг. В 5487 /1727/ году вышел в свет комментарий на книгу Даниэля, озаглавленный Пирурей пат акемах (Крошки хлеба) — и здесь в заглавии зашифровано имя автора: две последние буквы «мем» и «хет» — р. Моше Хагиз.

Книга Мишнат хахамим (Учение мудрецов), изданная в 5493 /1733/ году, посвящена анализу знаменитого высказывания из трактата Авот (6:5): «Тора обретается с помощью сорока восьми качеств…». В этом сочинении р. Моше Хагиз не только описывает качества, необходимые для достижения мудрости, но и указывает пути их приобретения (на этот раз имя автора было закодировано в первых буквах слов, составляющих заглавие книги).

В том же, 5493 /1733/ году, в типографии Альтоны был напечатан его трактат Элэ масэй (Вот странствия). Заглавие книги заимствовано из стиха Торы: «Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли Египетской по ополчениям своим…» (Бемидбар 33:1). Р. Моше Хагиз подробно прослеживает маршруты, по которым двигались евреи во время сорокалетнего странствия по пустыне. Он также описывает географические особенности Земли Израиля и повествует об утраченном величии Йерушалаима и Храма.

В этой книге с наибольшей силой сказалась тоска р. Моше Хагиза по родной земле. В 5498 /1738/ году, в возрасте шестидесяти шести лет, он, решив вернуться в Землю Израиля, навсегда покинул Европу. Последние годы жизни он провел в Цфате — городе кабалистов, где родился и изучал Тору его знаменитый дед и наставник р. Моше Галанти.

В 5521 /1761/ году в поисках необходимого ему врача он совершил путешествие в ливанский город Бейрут, и там, на девяностом году жизни, скончался. Похоронен в г. Цидоне, недалеко от Бейрута.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


Написано в Торе (Ваикра, 23): «В сукках живите семь дней; каждый коренной житель в Израиле должен жить в суках, дабы знали ваши поколения, что в суках поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из Египта». Читать дальше

Строительство сукки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.

Законы нахождения в Сукке

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»

Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?

Под кровом Всевышнего

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.

Кицур Шульхан Арух 135. Законы нахождения в Сукке

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух