Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Тора и наука, Философия, Споры, Рав Александр Кац, Франция, Херем
Раби Абба-Мари бар Моше Аярхи — один из духовных лидеров своего поколения.
Родился в г. Люнеле, старинном центре изучения Торы.
В 5063 /1303/ году, поселившись в более крупном городе Монпелье, р. Абба-Мари столкнулся с тем, что многие молодые евреи, забросив занятия Торой, посвящают все свое время изучению философии и естественных наук, — в результате некоторые из них отходят от веры и воспринимают все сказанное в Торе лишь как философские аллегории.
Свою борьбу за честь Торы р. Абба-Мари начал с того, что написал книгу Аяреах (Луна), посвященную основам еврейской веры (с названием этой книги связано прозвище, под которым он вошел в историю еврейской мысли: «Аярхи» — т.е. автор «Луны»).
Наряду с этим, р. Абба-Мари обратился за помощью и поддержкой к Рашбе (см.), духовному лидеру евреев диаспоры. В 5065 /1305/ году, признав его правоту, Рашба выступил в главной синагоге Барселоны и объявил херем, запрещающий молодым людям, не достигшим двадцати пяти лет, изучать сифрей яваним (греческие книги), за исключением трудов по медицине и астрономии, необходимых для профессионального становления. Этот херем поддержало большинство общин Франции и Испании.
Лагерь сторонников р. Аббы-Мари в этой борьбе возглавлял выдающийся законоучитель р. Ашер бар Йехиэль (Рош; см.), а во главе оппонентов стоял р. Менахем Меири (см.), ученик знаменитого философа р. Реувена из Нарбонны.
Когда в 5066 /1306/ году, в самый разгар дискуссии, последовало изгнание евреев из Франции, р. Абба-Мари был вынужден переселиться ближе к испанской границе, в г. Перпиньян. В этом городе, где жил его основной оппонент р. Меири и позиции защитников философии были особенно сильны, р. Абба-Мари Аярхи опубликовал свою новую книгу Минхат канаут (Приношение ревности), в которой подытожил аргументы сторон и привел документы и материалы, связанные с этой дискуссией.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?