Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина, одного из духовных лидеров евреев восточной Европы

Раби Яаков бар Йосеф Поляк (умер в 5290 /1530/ г.) — духовный лидер мудрецов Восточной Европы.

Родился в Польше. В юности учился в ешивах Германии (здесь и закрепилось за ним фамильное прозвище Поляк). Был ближайшим учеником нюренбергского раввина Яакова Маргалита (см.).

После женитьбы переехал в столицу королевства Богемии, Прагу: он стал главой раввинского суда и ешивы этого города. Здесь его учеником был р. Меир Кацнельбоген (Маарам из Падуи; см.), ставший впоследствии главой мудрецов Италии.

Одно из законодательных решений, вынесенных р. Поляком в Праге, вызвало бурную полемику среди мудрецов всей диаспоры. Произошло следующее: девочка-сирота, которую родственники выдали замуж, требовала расторгнуть брак, но ее муж отказывался предоставить ей гет (разводное письмо). И тогда р. Яаков Поляк применил старинное постановление мудрецов о меуне (отказе). В этом постановлении предусматривалось, что в случае, если малолетняя сирота, лишившаяся отца, была выдана замуж другими родственниками, то до достижения совершеннолетия она имеет право потребовать расторжения брака — и в таком случае брак считается недействительным изначально.

Муж сироты опротестовал решение р. Поляка, апеллировав к самым авторитетным законоучителям поколения — и многие ведущие раввины Италии и Германии, среди которых был и р. Яаков Маргалит, наставник р. Поляка, оспорили его псак. Они мотивировали свою позицию тем, что постановление о меуне давно утратило законную силу, так как его не применяли в течение нескольких поколений: ведь в прошлом оно давало в руки малолетних жен чересчур мощное оружие, которым они могли сгоряча воспользоваться при любой пустяковой ссоре.

От р. Яакова Поляка потребовали, чтобы он отказался от своего решения, но он продолжал отстаивать свою точку зрения — и тогда главы поколения наложили на него херем (отлучение от общины).

В 5252 /1492/ году р. Яаков Поляк был вынужден оставить Прагу и вернуться к себе на родину, в Польшу.

И все же, в последующих поколениях спор о миюне был разрешен в его пользу: ученики его учеников, выдающиеся законоучителя Мааршаль (см.) и Рамо (см.), установили алаху в соответствии с его мнением.

Поселившись в Кракове, р. Яаков Поляк стал раввином небольшой общины выходцев из Богемии. В 5263 /1503/ году специальным указом польского короля Александра он был назначен главным раввином Кракова и всей Малой (юго-западной) Польши.

В Кракове р. Яаков Поляк основал ешиву, привлекавшую сотни учеников. Он широко применял для обучения метод пилпуль, разработанный еще мудрецами Талмуда. Этот метод, связанный с поиском и разрешением противоречий, вырабатывал у учеников исключительную гибкость мышления.

Благодаря его деятельности Краков стал новым центром Торы для всей Европы. И если прежде юноши из Польши и Богемии уезжали изучать Тору в ешивах Германии, то теперь одаренная молодежь со всей стран Европы собиралась в Кракове. Наиболее выдающимся из его учеников был р. Шалом Шахно (см.), ставший духовным лидером следующего поколения мудрецов Польши.

В старости р. Яаков Поляк поднялся в Землю Израиля (мудрецы Святой Земли называли его р. Яаков Иш Йерушалаим — р. Яаков-иерусалимец). Умер в 5290 /1530/ году.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.