Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Праведники, воистину служащие Всевышнему, получают наслаждения Будущего мира уже в этом мире»Раби Леви-Ицхак из Бердичева, Кдушат Леви, Хаей Сара
Биография раввина, одного из духовных лидеров евреев восточной Европы

Раби Яаков бар Йосеф Поляк (умер в 5290 /1530/ г.) — духовный лидер мудрецов Восточной Европы.

Родился в Польше. В юности учился в ешивах Германии (здесь и закрепилось за ним фамильное прозвище Поляк). Был ближайшим учеником нюренбергского раввина Яакова Маргалита (см.).

После женитьбы переехал в столицу королевства Богемии, Прагу: он стал главой раввинского суда и ешивы этого города. Здесь его учеником был р. Меир Кацнельбоген (Маарам из Падуи; см.), ставший впоследствии главой мудрецов Италии.

Одно из законодательных решений, вынесенных р. Поляком в Праге, вызвало бурную полемику среди мудрецов всей диаспоры. Произошло следующее: девочка-сирота, которую родственники выдали замуж, требовала расторгнуть брак, но ее муж отказывался предоставить ей гет (разводное письмо). И тогда р. Яаков Поляк применил старинное постановление мудрецов о меуне (отказе). В этом постановлении предусматривалось, что в случае, если малолетняя сирота, лишившаяся отца, была выдана замуж другими родственниками, то до достижения совершеннолетия она имеет право потребовать расторжения брака — и в таком случае брак считается недействительным изначально.

Муж сироты опротестовал решение р. Поляка, апеллировав к самым авторитетным законоучителям поколения — и многие ведущие раввины Италии и Германии, среди которых был и р. Яаков Маргалит, наставник р. Поляка, оспорили его псак. Они мотивировали свою позицию тем, что постановление о меуне давно утратило законную силу, так как его не применяли в течение нескольких поколений: ведь в прошлом оно давало в руки малолетних жен чересчур мощное оружие, которым они могли сгоряча воспользоваться при любой пустяковой ссоре.

От р. Яакова Поляка потребовали, чтобы он отказался от своего решения, но он продолжал отстаивать свою точку зрения — и тогда главы поколения наложили на него херем (отлучение от общины).

В 5252 /1492/ году р. Яаков Поляк был вынужден оставить Прагу и вернуться к себе на родину, в Польшу.

И все же, в последующих поколениях спор о миюне был разрешен в его пользу: ученики его учеников, выдающиеся законоучителя Мааршаль (см.) и Рамо (см.), установили алаху в соответствии с его мнением.

Поселившись в Кракове, р. Яаков Поляк стал раввином небольшой общины выходцев из Богемии. В 5263 /1503/ году специальным указом польского короля Александра он был назначен главным раввином Кракова и всей Малой (юго-западной) Польши.

В Кракове р. Яаков Поляк основал ешиву, привлекавшую сотни учеников. Он широко применял для обучения метод пилпуль, разработанный еще мудрецами Талмуда. Этот метод, связанный с поиском и разрешением противоречий, вырабатывал у учеников исключительную гибкость мышления.

Благодаря его деятельности Краков стал новым центром Торы для всей Европы. И если прежде юноши из Польши и Богемии уезжали изучать Тору в ешивах Германии, то теперь одаренная молодежь со всей стран Европы собиралась в Кракове. Наиболее выдающимся из его учеников был р. Шалом Шахно (см.), ставший духовным лидером следующего поколения мудрецов Польши.

В старости р. Яаков Поляк поднялся в Землю Израиля (мудрецы Святой Земли называли его р. Яаков Иш Йерушалаим — р. Яаков-иерусалимец). Умер в 5290 /1530/ году.

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.