Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Многоженство

В данной теме мы разбираем вопрос о многоженстве в Иудаизме: все-таки, согласно законам Торы, многоженство разрешено или запрещено?

Оглавление

Предисловие [↑]

В Торе сказано об обязанности жениться. Но что говорит Тора о многоженстве?

Чтобы получить правильное представление об этой области, необходимо учесть, что на протяжении истории еврейского народа алахический подход к этому вопросу не оставался статичным, он изменялся. Кроме того, сефардские и ашкеназские общины также имеют различные традиции в этой области.

Давайте попробуем разобрать все по порядку.

Женитьба на нескольких женщинах во времена Талмуда [↑]

В Гемаре (Йевамот 65а) сказано: человек может иметь несколько жен при условии, что он может обеспечивать их всем необходимым. При этом в качестве доброго совета (Йевамот 44а) мудрецы рекомендуют не жениться более чем на четырех женщинах (таким образом, мужчина сможет обеспечить супружескую близость каждой жене, как минимум, раз в месяц).

Кроме того, в тех общинах, где установился обычай не жениться больше чем на одной женщине, запрещено брать еще одну жену, поскольку в этом случае считается, что при заключении брака супруги как бы условились, что женщина останется единственной женой (Нимукей Йосэф, Йевамот 14 б).

Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:9) приводит все вышеуказанные условия. При этом, если женщина готова выйти замуж даже без того, чтобы муж ее обеспечивал, или не возражает, чтобы муж взял еще одну жену, то нет запрета жениться на нескольких женщинах, даже в тех местах, где принято жениться только на одной женщине.

Все сказанное верно — до того момента, как был установлен херем (запрет) Рабейну Гершома жениться на нескольких женщинах, о чем см. ниже.

Херем Рабейну Гершома [↑]

Рабейну Гершом был одним из учеников Рабейну Хананэля и учителем учителя Раши. Он известен своими постановлениями, которые были приняты в большинстве ашкеназских общин. К этим постановлениям относится запрет разводиться с женой без ее согласия, читать чужие письма, а наиболее известное постановление — запрет жениться на нескольких женщинах.

Среди причин, побудивших Рабейну Гершома принять такое постановление, приводят: желание предотвратить возможные ссоры в семье, защитить права женщины в случае, если муж бросает жену и желает взять другую, не предоставив гет (разводное письмо) первой, тяжелое материальное положение, которое не позволяет обеспечивать достойным образом несколько жен и др.

Срок действия херема Рабейну Гершома [↑]

Некоторые ришоним (ранние комментаторы) утверждают, что Рабейну Гершом ограничил действие херема концом пятого тысячелетия (сейчас мы находимся в шестом тысячелетии — 5775 г. ), поскольку это была временная мера, необходимая в тех поколениях (респонс Маарика 101:4 от имени Рашба). И Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:10) приводит это мнение.

Другие полагают, что херем остается в силе и сейчас (Маарам ми-Ротенбург и др. ). Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) устанавливает закон в соответствии с этим мнением.

Какие общины приняли данное постановление [↑]

Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) говорит, что херем Рабейну Гершома был принят всеми общинами, кроме тех, о которых точно известно, что они не приняли. Поэтому большинство ашкеназских общин следуют этому постановлению.

Что касается сефардов, то большинство, сефардских алахических авторитетов считают, что постановление Рабейну Гершома не было принято сефардскими общинами (респонс Рашба 3:446, Кнесет а-Гдола, Эвен а-Эзер 1:53, респонс Йабиа Омер 7:2). И даже если нет полной уверенности в том, что постановление не было принято сефардскими общинами, в любом случае, в соответствии с мнением Шулхан Аруха, данное постановление утратило законную силу в конце пятого тысячелетия, как было сказано выше.

Женитьба на нескольких женщинах в наше время [↑]

Как мы уже говорили, ашкеназским евреям запрещено жениться на нескольких женщинах даже в наше время, т. к. херем Рабейну Гершома актуален и сегодня.

Что касается сефардов, то, даже если они не приняли данное постановление, традиционный текст сефардской ктубы (брачного контракта) в любом случае содержит клятву жениха — исполнять все условия, приведенные в ктубе; при этом одно из условий — запрет жениться на другой женщине без специально разрешения бейт-дина (раввинского суда). Так выполняется рекомендация Шулхан Аруха (Эвен а-Эзер 1:11) ввести специальные постановления, запрещающие жениться на нескольких женщинах, даже там, где не был принят херем Рабейну Гершома.

Кроме того, во многих странах гражданское законодательство запрещает жениться на нескольких женщинах. Получается, что, поскольку евреи обязаны соблюдать законодательство тех государств, в которых проживают (дина дэ-малхута), то жениться на нескольких женщинах будет запрещено и по этой причине.

На какие случаи не распространяется херем Рабейну Гершома [↑]

Существуют несколько случаев, на которые не распространяется действие херема Рабейну Гершома, когда разрешено взять вторую жену. Перечислим некоторые из них, которые могут быть актуальны в наше время и приводятся Рамо (Эвен а-Эзер 1:10):

— Женщина сошла с ума, и нет возможности дать ей гет (разводное письмо).

— Муж обязан дать гет жене (вследствие ее недостойного поведения и т. п. ), но женщина отказывается брать его.

— Жена оставила Иудаизм, и нет возможности дать ей гет.

Разрешение 100 раввинов [↑]

В определенных случаях, когда возникает вопрос о том, чтобы взять вторую жену, необходимо получить разрешение от 100 раввинов (этэр мэа рабаним) (Бах, Эвен а-Эзер 1). Разрешение выносится ведущими раввинами, и к ним должны присоединиться люди, которые имеют право выносить алахические решения и понимают, на чем основывалось разрешение. Кроме того, они должны быть из трех разных стран, трех разных общин. Во многих случаях от мужа требуют написать гет первой жене и передать его в бейт дин, чтобы при первой возможности суд мог вручить его первой жене.

Выводить материалы