Темы: Многоженство, Ципора Харитан, Ревность, Муж и Жена, Общение супругов
Здравствуйте, уважаемые! Я глубоко уверена, что благословенный Богом брак — это один мужчина — одна женщина, как и создал вначале Творец. Но почему тогда в древние времена царя Давида, Соломона и т.д. было дозволено многоженство? У нас с мужем в целом хороший брак, но иногда он шутит в таком роде: «А я бы не против — как Соломон, хотя бы несколько, ведь тогда это было нормально, почему же нельзя сейчас?» Мне неприятно это слышать. Пожалуйста, дайте мудрое объяснение. Благодарю. N.
Уважаемая N.,
Вы абсолютно правы, идеальное состояние, созданное Б-гом, это — один мужчина и одна женщина, которые должны дополнить друг друга, став единым целым. Но были и различные обстоятельства, которые привели к тому, что Тора позволила многоженство, например: бездетность (мы видим, как это было с нашими праотцами); немолодой возраст жены — у нее больше не будет детей, а мужчина все еще может увеличить свою семью. В случае с царем Соломоном — политические браки, с помощью которых он хотел расширить влияние монотеизма в мире, передав эту идею через жен — дочерей различных царей. Но, как известно, в этом случае его поступок осуждается, так как в конце концов жены повлияли на него, а не наоборот. Нужно понять, что люди жили в совершенно иных условиях, чем мы сегодня. Например, нужны были рабочие руки, чтобы обрабатывать землю, дети, которые могли бы помогать родителям и кормить их в старости. Чем больше была семья, тем большими силой и влиянием она обладала. И многоженство было средством увеличить семью. Но уже в Танахе вторая жена названа «цара», либо от слова «цаар» — «страдание», либо от слова «цар» — «узкий», т.е. «отнимающий жизненное пространство». Т.е. уже тогда было понятно, что многоженство имеет много отрицательных сторон. А со временем пользы стало меньше, а вреда больше. И поэтому его запретили совершенно.
Но хочу добавить одну вещь. В те времена мужчина был обязан содержать всех жен, ни в чем не урезая их права. Поэтому количество жен зависело от статуса человека, т.е. от того, может ли он материально и физически обеспечить нужды всех своих жен. Если нет — брать другую жену запрещалось. Что касается нашего времени, то, к сожалению, в очень многих случаях узаконенное многоженство сменилось неузаконенным развратом, когда мужчина не принимает на себя абсолютно никаких обязательств в отношении женщины, которая перестала его физически притягивать. Так что не все уж так плохо было в системе многоженства, и я надеюсь, что со стороны Вашего мужа это только шутки. Советую напевать ему песенку «Если б я был султан» из «Кавказской пленницы». Песенка очень милая и по сегодняшний день.
Желаю Вам много радости и счастья с Вашим единственным мужем и чтобы Вы для него всегда были единственной женщиной.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»