Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ввел ряд алахических постановлений, наиболее важными из которых явились запрет многоженства

Раби Йеуда Леонтин Акоэн — выдающийся знаток Торы.

Около 4750 /990/ года переехал из Франции в Германию и основал в г. Майнце ешиву, которая стала новым крупнейшим центром изучения Торы.

Его учеником был р. Гершом Меор агола (см.), глава следующего поколения мудрецов Германии и Франции.

Раби Гершом бар Йеуда

Раби Гершом бар Йеуда (рабейну Гершом Меор агола; 4725-4800 /965-1040/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.

Родился в Меце, главном городе Лотарингии. Учился у р. Йеуды Леонтина Акоэна (см.) в ешиве г. Майнца; после смерти учителя возглавил эту ешиву.

Ввел ряд алахических постановлений, наиболее важными из которых явились запрет многоженства и запрет разводиться с женой без ее согласия — эти постановления были приняты евреями Европы и соблюдаются до сих пор.

Р. Гершом ввел также запрет вносить любые изменения в текст Талмуда — он постановил, что любые поправки и уточнения можно размещать только на полях, но не в самом тексте.

Мудрецы называли р. Гершома Меор агола (Светоч диаспоры). Раши (см.) писал о нем: «Рабейну Гершом, благословенна память о святом праведнике, принес свет Торы евреям изгнания, и все мы живем речениями его уст, ведь все знатоки Торы в Европе — ученики его учеников».

Р. Гершом составил комментарий ко многим трактатам Вавилонского Талмуда, но сохранились лишь фрагменты этой работы — в большинстве изданий Талмуда они печатаются рядом с основным текстом.

Он был известен также как пейтан — поэт. Многие его элегии включены в состав литургии, в том числе знаменитый пиютЗехор брит, который произносится в канун Рош ашана.

Его ближайшими учениками были будущие наставники Раши: р. Яаков бар Якар (см.) и р. Ицхак бар Йеуда (см.).

Рабейну Гершом скончался в Майнце в 4800 /1040/ году.

С разрешения издательства Швут Ами


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.