Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Б-г создал мужчину полигамным, но брак с одной женщиной предпочтителен?

Темы: Ашкеназы, Запреты, Многоженство, Брак, Еврейская семья, Заповеди, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

Здравствуйте! Почему Всевышний создал мужчину полигамным, но при этом наиболее предпочтительным союзом является брак мужчины с одной женщиной?

С уважением и благодарностью, Сергей А.

Отвечает рав Элияу Левин

Здравствуйте, Сергей!

Позволю себе не согласиться с Вашим первым заключением. Изначально и мужчина, и женщина созданы таким образом, что могут иметь несколько партнеров, и в истории человечества в разных культурах имели место как многоженство (полигиния), так и многомужество (полиандрия).

Может быть, Вас интересует, почему Тора допускает многоженство, но не допускает многомужества? Тогда стоит спросить: если Тора допускает многоженство, почему мы это не практикуем? Да и вообще — откуда мы знаем, что брак одного мужчины с одной женщиной предпочтителен?

С точки зрения здравого смысла многоженство намного более приемлемо, чем многомужество. Когда мужчина женат на нескольких женщинах, сколько бы детей у него ни было, хорошо известно, кто папа этих детей и кто их мама. А женщина, имеющая детей от разных мужей, не всегда может с точностью определить, кто чьим отцом является. Это порождает массу проблем. Кого в таких случаях можно обязать взять на себя ответственность за ребенка? Кто чей наследник? Кто кого должен воспитывать?

Ну, а в целом — в самом многоженстве нет ничего аморального. В наше время в западном обществе это не принято, однако в древние времена подобное устройство семьи было нормальным и ничьих прав не «ущемляло». Тора сообщает, что Агарь становится второй женой Авраама именно по инициативе Сары.

Тем не менее, есть масса доказательств тому, что идеальным является именно брак одного мужчины с одной женщиной. Есть интересное исследование раби Реувена Маргалиота (1889-1971, Лемберг/Львов — Израиль), где он показывает: на всех этапах еврейской истории в подавляющем большинстве случаев браки были моногамными, а для того, чтобы взять вторую жену, должны были быть веские причины.

Так, Авраам берет в жены Агарь только потому, что Сара была бездетна. Элькана, отец пророка Шмуэля, женится на Пнине потому, что у Ханы не было детей. Яаков вообще не планировал жениться на Лее, если бы не обман его тестя… Да и в более поздние эпохи многоженство не практиковалось. А многоженство царей было частью «царских реалий» того периода.

Если мы и находим единичные случаи многоженства среди обычных людей — то лишь в ранние времена. Около тысячи лет назад один из глав европейского еврейства — Рабейну Гершом — установил запрет на многоженство, и ашкеназим до сих пор следуют этому запрету.

Почему этот запрет был необходим? Во-первых, Тора обязывает мужа удовлетворять как физические потребности жены (в пропитании, одежде, супружеских отношениях и т.п.), так и моральные. Человек, имеющий нескольких жен, но не обладающий соответствующими ресурсами, с легкостью может нарушить это предписание Торы. Что, во-вторых, может привести к ссорам и конфликтам в семье.

Есть и еще одна причина. В те времена многие мужчины занимались торговлей и проводили долгое время вдали от дома. А когда у человека есть дети от нескольких жен в разных местах и эти дети и жены не знакомы друг с другом, есть опасение, что брат женится на сестре, а подобные браки строго запрещены.

Большая часть перечисленных причин по-прежнему актуальна, но есть еще один важный момент, который невозможно игнорировать. Муж и жена — не просто партнеры. Ни один из них не может достичь целостности вне брака.

Союз между мужчиной и женщиной предполагает не только физическое, но и духовное единство (а единство супругов — одна из основных задач в браке). К сожалению, даже с одной женой многие мужчины затрудняются достичь взаимопонимания… Что можно ожидать от такого мужчины, если он будет женат на нескольких?

С уважением, Элияу Левин

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ