Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Соломон имел так много жен и наложниц? Неумеренные проявления похоти плоти?

Темы: Многоженство, Шломо, Брак, Любовь, Рав Меир Мучник, Рабейну Гершом

Отложить Отложено

Почему Соломон имел так много жён и наложниц? Что это, неумеренные проявления похоти плоти (ведь он лишил этих девушек радости настоящей семейной жизни и любви) или??? Сергей

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Сергей!

Царь Шломо (Соломон) был сыном царя Давида, от которого в конечном итоге должен произойти Машиах (Мессия). У самого Давида был потенциал для того, чтобы стать Машиахом, только ему в силу ряда причин не удалось. Его сын Шломо тоже обладал этим потенциалом и ощущал его.

В чем заключается задача Машиаха? Среди прочего — в объединении всего человечества под властью Б-га для служения Ему.

Машиах будет «царем». Истинный царь — не просто властитель. Он объединяет и сплачивает народ. Ведь «народ» — это множество индивидов, каждый из которых обладает своим характером, взглядами, способностями и т. п., и, если собрать их вместе без всякой координирующей силы, они окажутся, скорее, «лебедем, раком и щукой». Поэтому нужен лидер, чтобы сплотить их и повести в едином направлении. Организовать в общество, где каждый будет играть свою роль и действовать на благо всем. В этом и состоит задача истинного царя. А объединяет он народ, «устанавливая связь» с каждым из индивидов. Каждый может сказать: это мой царь, мой лидер, он отражает мои чаяния, подает мне пример, ведет за собой.

А Машиах должен стать таким царем для всего человечества.

Ведь изначально все человечество было единым. Но после того, как люди направили свою объединенную силу против Б-га, Ему пришлось внести в их среду раскол, разделить на разные, бесконечно конфликтующие народы и цивилизации (см. Берешит 11). С тех пор более продвинутые люди, понимая беспочвенность и бессмысленность этих конфликтов, мечтали о том, чтобы человечество вновь объединилось и жило в мире и согласии. Но это возможно лишь в том случае, если люди вместе будут не бунтовать против Б-га, а служить Ему. А это значит также не выступать против евреев — «народа священников», представителей Б-га, а служить Б-гу под их духовным руководством. В этом и состоит задача Машиаха: привести человечество к подобному объединению и служению Б-гу.

Способ — тот же: установление связи с каждым народом. Более того, главная причина конфликтов между разными обществами и народами — сложность понимания, смешение языков и понятий. То, что один называет «кирпичом», другой называет «глиной» (см. Раши там же). И Шломо, наделенный Б-гом высшей мудростью, ощутил в себе способность постигать все точки зрения, все стороны любого конфликта, говорить с каждым человеком на его языке. Поэтому он решил, что способен преодолеть все эти расколы.

Именно стремясь к этой цели, он взял столько жен. Это были не простые жены — это были принцессы, дочери различных правителей. То есть — представительницы разных народов. Женясь на них, Шломо узнавал их менталитет и нравы, достигал углубленного понимания «души» народов, которые они представляли, устанавливал с ними связь. На более глубоком уровне он стремился через своих жен «починить» духовный корень тех народов. А на политическом уровне это были «династические браки» — с их помощью Шломо добивался укрепления мира и дружественных связей с теми государствами. Дети от этих браков могли наследовать престолы соответствующих стран, что способствовало бы всеобщему единению. (В конечном счете, достигнуть всеобщего единения он не сумел, но такова была его цель).

А что касается настоящей семейной жизни и любви, то Вы, конечно слыхали, что «жениться по любви не может ни один король». И, разумеется, ни одна принцесса не вступала в брак по любви. Только песенка подразумевает, что другие, не короли, жениться «по любви» могут, и что эта любовь настоящая. На самом же деле то, что в современном мире принято называть «любовью», — скорее мимолетное романтическое увлечение, страсть, которая потом довольно быстро проходит, ибо будничная семейная жизнь совсем не похожа на ту райскую идиллию, которая видится «влюбленным». А настоящая любовь достигается работой над уже существующим браком — не просто жить будничной жизнью, со всей ее суетой и раздражителями, а заботиться друг о друге, вместе проходить через все испытания и так обретать единство, жить «душа в душу».

В большинстве случаев этого могут достичь только один мужчина с одной женщиной. Поэтому (и по ряду других причин) последнюю тысячу лет многоженство в европейском еврействе было официально запрещено декретом Рабейну Гершома, но и до этого оно не было распространено. Тем не менее, формально оно не было запрещено Торой, и отдельные случаи многоженства встречались. Во многих из них многоженство было «меньшим из зол»: например, если любимой жене не удавалось родить детей, то менее драматично было взять еще одну жену и сохранить первую, чем разводиться с первой, чтобы взять вторую. А царю, в силу политической необходимости, можно было заключать такого рода династические браки, и воспитанные в той среде принцессы изначально понимали свою роль. Тем не менее, можно также сказать, что царь, который в силу своего жизненного предназначения способен понимать многих людей и устанавливать с ними связь, способен также устанавливать близкую связь со многими женами. Особенно такой выдающийся царь, как Шломо, который обладал особой способностью устанавливать отношения с самыми разными людьми и понимать всех — и свой собственный народ, и другие народы тоже. Такого человека могло хватить и на близкую связь и понимание со многими женами.

Наконец, возможно также, что и время было другим, и понятия брака и любви несколько иными, и люди тоже другими — так что в результате даже в полигамных семьях все-таки можно было поддерживать такую семейную жизнь и любовь, какие были приняты тогда. Поэтому полигамия и не была запрещена Торой. Б-г создал не только разных людей, но и разные эпохи, все они отличаются по характерам, и у каждого человека — и поколения — своя роль. В силу своих различий, им бывает очень трудно понять друг друга — даже «смежным» поколениям отцов и детей, что уж говорить о поколениях, разделенных тысячелетиями. Нам понятно и очевидно одно: в наше время евреи, соблюдающие Тору в ее современном виде, по факту создают относительно наиболее крепкие и хорошо функционирующие семьи. Так же мы можем быть уверены, что и евреи той эпохи могли жить нормальной семейной жизнью и любить даже при многоженстве, поэтому Б-г его и не запретил. Когда же времена и люди изменились, мудрецы в лице Рабейну Гершома приняли это во внимание и установили новые критерии брака, чтобы сохранить тот дух семейной жизни и любви, который столь необходим для истинной еврейской жизни.

Ведь в этом и заключается вся суть права мудрецов на введение «новых» законов Торы — хотя законы новые, они вводятся с целью поддержания в новых условиях изначального духа еврейского Закона и еврейской жизни. Обсуждаемый нами принцип — не исключение.

Таким образом, брак царя Шломо с этими женщинами не противоречил человеческой потребности в семейной жизни и любви. Отчасти — поскольку требования и ожидания в этой сфере были другими. А отчасти — поскольку такой человек, как Шломо, был способен удовлетворить самые высокие требования, в соответствии со своей ролью и предназначением.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше