Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...

Раби Цви-Гирш бар Яаков Ашкенази (Хахам Цви; 5420-5478 /1660-1718/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Происходил из старинной раввинской семьи: его дедом был знаменитый кабалист и праведник р. Элияу Лоанц, который, в свою очередь, был внуком р. Йосефа Лоанца из Росхайма, духовного главы еврейских общин Германии и Австрии.

Родился в 5420 /1660/ году.

Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков. Выяснилось, что во время расправы над пленными ему удалось упасть на землю, на мгновение опередив смертельный удар — его тело укрыли трупы. В ту же ночь он бежал, а затем, возвратившись через многие страны в Польшу, разыскал семью. Молодые супруги вновь обрели друг друга, и спустя положенный срок у них родился сын, получивший имя Цви-Гирш (Праким бетолдот Исраэль, ч.2).

Изучал Тору у своего отца, р. Яакова Ашкенази-Зака, и у деда по материнской линии, р. Эфраима Акоэна из Вильно, который в течение многих лет был раввином и главой ешивы в г. Буде (ныне Будапеште).

Когда вся семья переселилась в Буду, захваченную в то время турками, р. Цви-Гирш отправился вглубь Османской империи, желая постичь и те методы изучения Торы, которые были приняты в сефардских общинах. Он учился в ешиве г. Салоников, а затем — у мудрецов Стамбула и Эдирне (Адрианополя), — за этот период он усвоил многие обычаи общин востока.

В частности, с тех пор он подписывал свои сочинения «Хахам Цви», как это было принято на востоке, — сефарды называли своих раввинов титулом хахам (мудрец). Вместе с тем, слово «Цви» было не только его именем, но и аббревиатурой: «Цви бар Яаков».

Возвратившись из Турции, Хахам Цви вновь поселился в Буде. В 5446 /1686/ году во время сражения, разгоревшегося вокруг этого города, при взрыве пушечного ядра были убиты его жена и дочь. Хахам Цви бежал из Венгрии в Боснию и стал там хахамом еврейской общины г. Сараево.

Впоследствии он переехал в Берлин, и в 5448 /1688/ году вступил в новый брак, женившись на дочери р. Мешулама-Залмана Мирлеса, главного раввина трех соседних городов — Гамбурга, Альтоны и Вансбека. Поселившись в Альтоне, Хахам Цви основал там свой дом учения и преподавал в нем в течение восемнадцати лет. В 5466 /1706/ году, после смерти тестя, Хахам Цви заменил его во главе трех упомянутых общин.

В 5470 /1710/ году он был приглашен занять пост раввина ашкеназской общины Амстердама, крупнейшего города Нидерландов.

В этом городе в 5472 /1712/ году он издал сборник своих респонсов и талмудических исследований — книга получила название Шеэлот утшувот, хидушим вебиурим (Вопросы и ответы, заметки и разъяснения).

В последующих поколениях эту книгу стали называть просто «Хахам Цви» — по имени автора.

В 5473 /1713/ году разгорелся спор, в результате которого Хахам Цви был вынужден покинуть Нидерланды.

В этот год Амстердам посетил кабалист из Земли Израиля по имени Нехемья Хиюн. Хахам Цви, ознакомившись с его книгой Раза дийехуда (Тайна единства), убедился, что в ней содержатся идеи, развивающие мистическое учение лжемашиаха Шабтая Цви. Стремясь оградить евреев Амстердама от опасной ереси, искалечившей уже столько душ, Хахам Цви и его ближайший соратник р. Моше Хагиз наложили на последователя лжемашиаха херем (отлучение от общины), а на его книгу запрет. Их поддержали и старейшины поколения — глава мудрецов Германии р. Нафтали Кац и глава мудрецов Италии р. Йеуда Бариэль, которые и прежде уже сталкивались с отступником.

Однако раввин сефардской общины Амстердама р. Шломо Аильон принял в этом конфликте сторону заезжего кабалиста. Причина была проста: в молодости, обучаясь в ешивах Турции, р. Аильон входил вместе с Нехемьей Хиюном в круги поклонников лжемашиаха — и теперь он не желал, чтобы об этом стало известно в возглавляемой им общине. В ответ на херем, наложенный Хахамом Цви, главы сефардской общины наложили херем на самого Хахама Цви и, заручившись поддержкой властей, вынудили его, а также р. Моше Хагиза, покинуть территорию Нидерландов.

Впоследствии все духовные лидеры поколения встали на защиту двух изгнанных мудрецов — последователь лжемашиаха был вынужден бежать в Северную Африку и там умер, а р. Шломо Аильон раскаялся в своей поддержке отступника (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

После длительных странствий Хахам Цви избрал для жительства Польшу — в свои последние годы он был раввином г. Лемберга (ныне Львов).

Путешествуя по странам диаспоры, Хахам Цви овладел многими языками: немецким, французским, итальянским, испанским и турецким — что было тогда редкостью среди знатоков Торы.

Хахам Цви умер в Лемберге в первый день месяца ияр 5478 /1718/ года.

Его сыном и учеником был р. Яаков Эмден (Ябец), один из духовных вождей следующего поколения евреев Европы.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. Вместе с ней была получена и устная традиция, которая передавалась устно от учителя к ученику, пока на каком-то этапе не была записана, кодифицирована. Читать дальше

Принципы Алахи (еврейского закона).

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Обращение в нееврейский суд

Рав Давид Кантарович

На человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться в полицию

Отношение раввинов к курению

Рав Шмуэль Алеви Вознер

Аллахическое постановление главы раввинского суда г. Бней-Брака

Шулхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Мишна Брура

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Продажа хамеца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тот, кто владеет большим количеством квасного и не хочет уничтожать его перед Песах, поскольку понес бы в таком случае значительные убытки, может продать его нееврею.

Кицур Шульхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Религиозный закон и право страны: столкновение цивилизаций?

Рав Пинхас Гольдшмит

Эта лекция посвящена памяти рава Азриэля Гильдесхаймера, духовного лидера ортодоксальных иудеев Германии XIX века, который верил, как верю я, и как верит множество других евреев в наши дни, что традиционный иудаизм и эмансипированный европейский еврей, законопослушный гражданин страны проживания, наделенный равенством в правах и обязанностях — совместимы.

Шхита

Овадия Монасевич

Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту.

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.