Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Правда и справедливость строят на граните, ложь — на песке»Рамбам
Выдающийся законоучитель

Раби Эфраим бар Яаков Акоэн из Вильно (5376—5438 /1616—1678/ гг.) — законоучитель, автор сборника респонсов Шаар Эфраим (Врата Эфраима).

Изучал законы Торы у р. Моше Лимы (см.).

В возрасте двадцати двух лет стал даяном (судьей) в раввинском суде г. Вильно, возглавляемом р. Лимой.

В 5415 /1655/ году, когда русские войска и казаки захватили и разорили Вильно, р. Эфраим бежал с семьей в Моравию. Впоследствии он основал ешиву в Праге, столице Богемии, а затем перебрался в Вену.

В 5426 /1666/ году р. Эфраим стал главой раввинского суда в Буде (ныне Будапешт). В этом городе он создал также ешиву, которая быстро приобрела славу и привлекала множество учеников.

Сохранились свидетельства, что р. Эфраим отличался исключительным благочестием: целиком сосредоточившись на изучении Торы и на служении Всевышнему, он постился все дни недели, кроме шабатов и праздников.

Р. Эфраим состоял в алахической переписке со многими выдающимися мудрецами и в Европе, и на Востоке — в том числе, и с главными раввинами Иерусалима р. Моше Галанти (см.) и р. Моше Ибн Хабибом (см.).

Его многочисленные респонсы собраны в книге Шаар Эфраим, изданной его сыном р. Арье-Лейбом Акоэном.

В 5438 /1678/ году, в последний год своей жизни, р. Эфраим был приглашен занять пост главного раввина ашкеназской общины Иерусалима (восьмьюдесятью годами раньше эту должность занимал его дед, которого также звали р. Эфраим Акоэн).

Р. Эфраим задержался на некоторое время в Европе, рассчитывая издать свои книги. Он погиб во время эпидемии — тринадцатого сивана 5438 /1678/ года, так и не успев приступить к выполнению своей миссии в святом городе.

Его внуком и учеником был р. Цви-Гирш Ашкенази (Хахам Цви; см.), а правнуком р. Яаков Эмден (Яабец; см.) — духовные лидеры следующих поколений евреев Европы.

с разрешения издательства Швут Ами


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.