Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Аскетизм, Рав Александр Кац, Богобоязненность
Раби Эфраим бар Яаков Акоэн из Вильно (5376—5438 /1616—1678/ гг.) — законоучитель, автор сборника респонсов Шаар Эфраим (Врата Эфраима).
Изучал законы Торы у р. Моше Лимы (см.).
В возрасте двадцати двух лет стал даяном (судьей) в раввинском суде г. Вильно, возглавляемом р. Лимой.
В 5415 /1655/ году, когда русские войска и казаки захватили и разорили Вильно, р. Эфраим бежал с семьей в Моравию. Впоследствии он основал ешиву в Праге, столице Богемии, а затем перебрался в Вену.
В 5426 /1666/ году р. Эфраим стал главой раввинского суда в Буде (ныне Будапешт). В этом городе он создал также ешиву, которая быстро приобрела славу и привлекала множество учеников.
Сохранились свидетельства, что р. Эфраим отличался исключительным благочестием: целиком сосредоточившись на изучении Торы и на служении Всевышнему, он постился все дни недели, кроме шабатов и праздников.
Р. Эфраим состоял в алахической переписке со многими выдающимися мудрецами и в Европе, и на Востоке — в том числе, и с главными раввинами Иерусалима р. Моше Галанти (см.) и р. Моше Ибн Хабибом (см.).
Его многочисленные респонсы собраны в книге Шаар Эфраим, изданной его сыном р. Арье-Лейбом Акоэном.
В 5438 /1678/ году, в последний год своей жизни, р. Эфраим был приглашен занять пост главного раввина ашкеназской общины Иерусалима (восьмьюдесятью годами раньше эту должность занимал его дед, которого также звали р. Эфраим Акоэн).
Р. Эфраим задержался на некоторое время в Европе, рассчитывая издать свои книги. Он погиб во время эпидемии — тринадцатого сивана 5438 /1678/ года, так и не успев приступить к выполнению своей миссии в святом городе.
Его внуком и учеником был р. Цви-Гирш Ашкенази (Хахам Цви; см.), а правнуком р. Яаков Эмден (Яабец; см.) — духовные лидеры следующих поколений евреев Европы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»