Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Выдающийся законоучитель

Раби Эфраим бар Яаков Акоэн из Вильно (5376—5438 /1616—1678/ гг.) — законоучитель, автор сборника респонсов Шаар Эфраим (Врата Эфраима).

Изучал законы Торы у р. Моше Лимы (см.).

В возрасте двадцати двух лет стал даяном (судьей) в раввинском суде г. Вильно, возглавляемом р. Лимой.

В 5415 /1655/ году, когда русские войска и казаки захватили и разорили Вильно, р. Эфраим бежал с семьей в Моравию. Впоследствии он основал ешиву в Праге, столице Богемии, а затем перебрался в Вену.

В 5426 /1666/ году р. Эфраим стал главой раввинского суда в Буде (ныне Будапешт). В этом городе он создал также ешиву, которая быстро приобрела славу и привлекала множество учеников.

Сохранились свидетельства, что р. Эфраим отличался исключительным благочестием: целиком сосредоточившись на изучении Торы и на служении Всевышнему, он постился все дни недели, кроме шабатов и праздников.

Р. Эфраим состоял в алахической переписке со многими выдающимися мудрецами и в Европе, и на Востоке — в том числе, и с главными раввинами Иерусалима р. Моше Галанти (см.) и р. Моше Ибн Хабибом (см.).

Его многочисленные респонсы собраны в книге Шаар Эфраим, изданной его сыном р. Арье-Лейбом Акоэном.

В 5438 /1678/ году, в последний год своей жизни, р. Эфраим был приглашен занять пост главного раввина ашкеназской общины Иерусалима (восьмьюдесятью годами раньше эту должность занимал его дед, которого также звали р. Эфраим Акоэн).

Р. Эфраим задержался на некоторое время в Европе, рассчитывая издать свои книги. Он погиб во время эпидемии — тринадцатого сивана 5438 /1678/ года, так и не успев приступить к выполнению своей миссии в святом городе.

Его внуком и учеником был р. Цви-Гирш Ашкенази (Хахам Цви; см.), а правнуком р. Яаков Эмден (Яабец; см.) — духовные лидеры следующих поколений евреев Европы.

с разрешения издательства Швут Ами


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Тора и бизнес. Собственный интерес и интересы других людей

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При устройстве на работу в частную компанию можно воспользоваться «блатом». Однако в госструктурах эта практика неприменима. Если есть несколько претендентов на одну и ту же должность, можно продолжать претендовать на ее, если переговоры с потенциальным кандидатом еще не завершились.

Тора и бизнес. Частный бизнес и запрет на уединение

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и бизнес. Суббота и бизнес

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Суббота — день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Тора и бизнес. Плата за выполненную работу

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Тора и бизнес. Деловое партнерство и проценты.

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При совместном ведении бизнеса часто возникают ситуации, при которой та или другая сторона получает прибыль с процентами. Чтобы этого избежать, консультируйтесь с раввинами и пользуйтесь разрешенными схемами сотрудничества.