Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся еврейский историк и раввин

Раби Йехиэль бар Шломо Гальперин из Минска (Седер адорот; 5420-5506 /1660-1746/ гг.) — выдающийся историк, библиограф и кабалист.

С 5471 /1711/ года был главным раввином Минска.

Составил историческую хронику Седер адорот (Хронология поколений). Книга состоит из трех частей: в первой излагаются основные события мировой и, прежде всего, еврейской истории, начиная от Сотворения Вселенной и до 5456 /1696/ года; во второй приведены жизнеописания еврейских мудрецов эпохи Мишны и Талмуда; в третьей содержится обширная библиография книг, созданных знатоками Торы за два тысячелетия.

В первых двух частях своей книги автор сообщает множество сведений, почерпнутых из кабалистических источников, в частности, указывает цепи реинкарнации (переселения душ).

Предание повествует, что один из знаменитых знатоков Торы упрекал рава Гальперина за «несерьезность» его занятий. Этот человек утверждал: все внимание еврейских ученых должно быть сосредоточено на освоении талмудической логики. Он похвалялся, что достиг в этом таких высот, что, даже если, не дай Б-г, Тора забудется в народе Израиля, он сумеет восстановить ее с помощью виртуозного пилпуля — изощренных логических рассуждений. Рав Гальперин резонно возразил оппоненту: «Я надеюсь, что благодаря тем “несерьезным” историям и преданиям, которые запечатлены в моей летописи, Тора никогда не забудется в народе Израиля» (Сарей амеа 3:1).

Р. Йехиэль Гальперин умер в Минске в 5506 /1746/ году и там похоронен.

Книга, над которой он работал в течение всей своей жизни, была впервые издана его внуком, р. Арье-Йеудой-Лейбом Гальпериным, в 5529 /1769/ году в типографии г. Карлсруэ. Однако в это издание вкралось множество редакционных и типографских ошибок — новое, исправленное, издание вышло в свет в трех томах в Варшаве в 5642 /1882/ году, оно стало прообразом всех последующих публикаций.

Книга р. Йехиэля Гальперина и по сей день является одним из самых обстоятельных и авторитетных источников по еврейской истории.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»