Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Выдающийся еврейский историк и раввин

Раби Йехиэль бар Шломо Гальперин из Минска (Седер адорот; 5420-5506 /1660-1746/ гг.) – выдающийся историк, библиограф и кабалист.

С 5471 /1711/ года был главным раввином Минска.

Составил историческую хронику Седер адорот (Хронология поколений). Книга состоит из трех частей: в первой излагаются основные события мировой и, прежде всего, еврейской истории, начиная от Сотворения Вселенной и до 5456 /1696/ года; во второй приведены жизнеописания еврейских мудрецов эпохи Мишны и Талмуда; в третьей содержится обширная библиография книг, созданных знатоками Торы за два тысячелетия.

В первых двух частях своей книги автор сообщает множество сведений, почерпнутых из кабалистических источников, в частности, указывает цепи реинкарнации (переселения душ).

Предание повествует, что один из знаменитых знатоков Торы упрекал рава Гальперина за «несерьезность» его занятий. Этот человек утверждал: все внимание еврейских ученых должно быть сосредоточено на освоении талмудической логики. Он похвалялся, что достиг в этом таких высот, что, даже если, не дай Б-г, Тора забудется в народе Израиля, он сумеет восстановить ее с помощью виртуозного пилпуля – изощренных логических рассуждений. Рав Гальперин резонно возразил оппоненту: «Я надеюсь, что благодаря тем «несерьезным» историям и преданиям, которые запечатлены в моей летописи, Тора никогда не забудется в народе Израиля» (Сарей амеа 3:1).

 

Р. Йехиэль Гальперин умер в Минске в 5506 /1746/ году и там похоронен.

 

Книга, над которой он работал в течение всей своей жизни, была впервые издана его внуком, р. Арье-Йеудой-Лейбом Гальпериным, в 5529 /1769/ году в типографии г. Карлсруэ. Однако в это издание вкралось множество редакционных и типографских ошибок – новое, исправленное, издание вышло в свет в трех томах в Варшаве в 5642 /1882/ году, оно стало прообразом всех последующих публикаций.

 

Книга р. Йехиэля Гальперина и по сей день является одним из самых обстоятельных и авторитетных источников по еврейской истории.

 

Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами

 

 

 


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Тора и бизнес. Этер-иска — партнерство при займе

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет Торы получать проценты прекрасно уживается с современной экономикой. Две стороны могут заключить между собой договор этер-иска , который позволяет получать плоды от прибыли и защищает от нарушения заповеди.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Тора и бизнес. Конкуренция и реклама

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Можно рекламировать свои услуги, но нельзя переманивать клиентов конкурирующих фирм. Реклама имеет полное право на существование, если ее посылы правдивы и не скрывают изъяны продукции.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Тора и бизнес. Возврат долга

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора обязывать евреев помогать нуждающимся и ссужать им деньги. Получатель займа обязан взять лишь ту сумму, которую он сможет вернуть. Дающий в долг должен настоять на составлении расписки, которая будет иметь юридическую силу.