Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

1) Комментарий на Дварим 26:15

 

15 Направь же Свой испытующий взгляд из Своей святой обители, с неба, и благослови свой народ, Израиль, и землю, которую Ты дал нам, как поклялся Ты нашим отцам, землю, текущую молоком и медом.

…три предписываемых десятины должны следующим образом научить нас использовать наши материальные ресурсы, как теоретически, так и практически, для целей, которые Б-г поставил перед нами: (1) מעשר ראשון (первая десятина) — для воспитания духа, который должен быть просвещен Торой; (2) מעשר שני (вторая десятина) — для заботы о нашем теле в духе нравственной чистоты; (3) מעשר עני (десятина бедных) — для заботы о благоденствии наших ближних, которую мы обязаны осуществлять из чувства преданности своему долгу…, чтобы народ смог обрести требующиеся ему материальные средства для продолжения его благих усилий.

2) Комментарий на Дварим 27:15—25

24 Проклят сражающий своего ближнего тайно! И скажет весь народ: Амен!

…СРАЖАЮЩИЙ СВОЕГО БЛИЖНЕГО ТАЙНО. Он наносит удар своему ближнему, и тот не знает об этом или не догадывается, откуда наносится этот удар. Это удар, наносимый злым языком, לשון הרע, который неподсуден земному суду, но который подрывает счастье, покой и личное достоинство человека…

3) Комментарий на Дварим 27:26

26 Проклят тот, кто не поддержит слова этого Учения, чтобы исполнять их! И скажет весь народ: Амен!

…Оно относится и к тому, кто не делает от него зависящее, чтобы поддержать Закон и его соблюдение; к тому, кто не стремится изо всех сил при каждой возможности, чтобы и другие соблюдали Закон. Человек подлежит проклятью, также если он сам изучал и обучал Закону и соблюдал предписания, и запреты, но не сумел повлиять на других и поощрить их к этому же, хотя и был в состоянии сделать это (Тосафот, Сота 37б, согласно Иерусалимскому Талмуду)…

4) Комментарий на Дварим 28:1

1 И будет, если будешь исполнять волю Б-га, своего Б-га, чтобы строго исполнять все Его заповеди, которые я заповедую тебе сегодня, то поставит тебя Б-г, твой Б-г, выше всех народов земли.

…на каждого представителя народа налагается обязанность не только принять и соблюдать Закон самому, но и активно способствовать более широкому соблюдению Б-жественного Закона его современниками…

5) Комментарий на Дварим 28:17—18

 

17 Проклята твоя корзина и твоя квашня. 18 Проклят плод твоего чрева и плод твоей земли, приплод твоих коров и приплод твоих овец.

Б-жественные благословения, которые принесут радость тем, кто верен своему долгу, станут сразу же очевидны, во-первых, в процветании детей и всего живого, а затем в изобилии урожая, который сделает возможной такую цветущую жизнь. В первую очередь, «благословен будет плод твоего чрева», а уж затем «благословленна будет твоя корзина и твоя квашня». Но обратное будет истинным, если бедствие поразит народ за отступление от Б-жественного Закона. Проклятие не сразу поразит живые существа. Сначала оно будет ощутимо, как предупреждение, в «твоей корзине и твоей квашне». И лишь после этого оно поразит «плод твоего чрева»…

6) Дварим 28:26, 30, 34, 41, 48, 53

 

26 Твои трупы станут пищей всем небесным птицам и земным животным, и никто не будет их отпугивать.

30 Обручишься с женщиной, но другой человек совокупится с ней; построишь дом, но не будешь жить в нем; посадишь виноградник, но не насладишься его первым разрешенным урожаем.

34 И сойдешь с ума от зрелища, которое увидишь.

41 Родишь сынов и дочерей, но не останутся они с тобою, потому что уведут их в плен.

48 И будешь ты служить своему врагу, которого Б-г нашлет на тебя, в голоде, и в жажде, и в наготе, и в лишении всего, и возложит Он железное иго на шею твою, пока не уничтожит тебя.

53 И будешь ты есть плод своего чрева, плоть своих сыновей и своих дочерей, которых дал тебе Б-г, твой Б-г, в осаде и в угнетении, которыми досаждать будет тебе твой враг.7) Комментарий на Дварим 28:58

58 Если не будешь тщательно исполнять все слова этого Учения, написанные в этой книге, и бояться этого Имени, почитаемого и страшного, Б-га, своега Б-га,

8) Дварим 28:59, 63

59 то Б-г, твой Б-г, обрушит удары на тебя и удары на твое потомоство удивительным образом, большие и крепкие удары и опасные и тяжелые болезни.

63 И будет, как радовался Б-г о вас, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Б-г о вас, губя и уничтожая вас, и будете сорваны с земли, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею.

…Единый Б-г — от Чьей воли зависит каждый момент будущего существования вселенной и любого существа в ней — обязался руководить нашими действиями и направлять нашу судьбу особым образом (Шмот 20:2). Поэтому Б-г ожидает от нас беспрекословного подчинения. Это Имя, הי אלק׳נו (Б-г, наш Б-г), должно быть «почитаемым и страшным» ( נכבד ונורא)… Б-г положит мир к ногам тех, кто сделает Его Имя значимым для своей жизни. И напротив, Он будет נורא (наводить страх) на тех, кто попытается противостоять Ему…

с разрешения издательства Швут Ами

 


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?