Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора отдаляет человека от материального, молитва приближает его к духовному»Рабби Арье-Лейб из Гур

1) Комментарий на Дварим 26:15

15 Направь же Свой испытующий взгляд из Своей святой обители, с неба, и благослови свой народ, Израиль, и землю, которую Ты дал нам, как поклялся Ты нашим отцам, землю, текущую молоком и медом.

…три предписываемых десятины должны следующим образом научить нас использовать наши материальные ресурсы, как теоретически, так и практически, для целей, которые Б-г поставил перед нами: (1) מעשר ראשון (первая десятина) — для воспитания духа, который должен быть просвещен Торой; (2) מעשר שני (вторая десятина) — для заботы о нашем теле в духе нравственной чистоты; (3) מעשר עני (десятина бедных) — для заботы о благоденствии наших ближних, которую мы обязаны осуществлять из чувства преданности своему долгу…, чтобы народ смог обрести требующиеся ему материальные средства для продолжения его благих усилий.

2) Комментарий на Дварим 27:15—25

24 Проклят сражающий своего ближнего тайно! И скажет весь народ: Амен!

…СРАЖАЮЩИЙ СВОЕГО БЛИЖНЕГО ТАЙНО. Он наносит удар своему ближнему, и тот не знает об этом или не догадывается, откуда наносится этот удар. Это удар, наносимый злым языком, לשון הרע, который неподсуден земному суду, но который подрывает счастье, покой и личное достоинство человека…

3) Комментарий на Дварим 27:26

26 Проклят тот, кто не поддержит слова этого Учения, чтобы исполнять их! И скажет весь народ: Амен!

…Оно относится и к тому, кто не делает от него зависящее, чтобы поддержать Закон и его соблюдение; к тому, кто не стремится изо всех сил при каждой возможности, чтобы и другие соблюдали Закон. Человек подлежит проклятью, также если он сам изучал и обучал Закону и соблюдал предписания, и запреты, но не сумел повлиять на других и поощрить их к этому же, хотя и был в состоянии сделать это (Тосафот, Сота 37б, согласно Иерусалимскому Талмуду)…

4) Комментарий на Дварим 28:1

1 И будет, если будешь исполнять волю Б-га, своего Б-га, чтобы строго исполнять все Его заповеди, которые я заповедую тебе сегодня, то поставит тебя Б-г, твой Б-г, выше всех народов земли.

…на каждого представителя народа налагается обязанность не только принять и соблюдать Закон самому, но и активно способствовать более широкому соблюдению Б-жественного Закона его современниками…

5) Комментарий на Дварим 28:17—18

17 Проклята твоя корзина и твоя квашня. 18 Проклят плод твоего чрева и плод твоей земли, приплод твоих коров и приплод твоих овец.

Б-жественные благословения, которые принесут радость тем, кто верен своему долгу, станут сразу же очевидны, во-первых, в процветании детей и всего живого, а затем в изобилии урожая, который сделает возможной такую цветущую жизнь. В первую очередь, «благословен будет плод твоего чрева», а уж затем «благословленна будет твоя корзина и твоя квашня». Но обратное будет истинным, если бедствие поразит народ за отступление от Б-жественного Закона. Проклятие не сразу поразит живые существа. Сначала оно будет ощутимо, как предупреждение, в «твоей корзине и твоей квашне». И лишь после этого оно поразит «плод твоего чрева»…

6) Дварим 28:26, 30, 34, 41, 48, 53

26 Твои трупы станут пищей всем небесным птицам и земным животным, и никто не будет их отпугивать.

30 Обручишься с женщиной, но другой человек совокупится с ней; построишь дом, но не будешь жить в нем; посадишь виноградник, но не насладишься его первым разрешенным урожаем.

34 И сойдешь с ума от зрелища, которое увидишь.

41 Родишь сынов и дочерей, но не останутся они с тобою, потому что уведут их в плен.

48 И будешь ты служить своему врагу, которого Б-г нашлет на тебя, в голоде, и в жажде, и в наготе, и в лишении всего, и возложит Он железное иго на шею твою, пока не уничтожит тебя.

53 И будешь ты есть плод своего чрева, плоть своих сыновей и своих дочерей, которых дал тебе Б-г, твой Б-г, в осаде и в угнетении, которыми досаждать будет тебе твой враг.7) Комментарий на Дварим 28:58

58 Если не будешь тщательно исполнять все слова этого Учения, написанные в этой книге, и бояться этого Имени, почитаемого и страшного, Б-га, своега Б-га,

8) Дварим 28:59, 63

59 то Б-г, твой Б-г, обрушит удары на тебя и удары на твое потомоство удивительным образом, большие и крепкие удары и опасные и тяжелые болезни.

63 И будет, как радовался Б-г о вас, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Б-г о вас, губя и уничтожая вас, и будете сорваны с земли, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею.

…Единый Б-г — от Чьей воли зависит каждый момент будущего существования вселенной и любого существа в ней — обязался руководить нашими действиями и направлять нашу судьбу особым образом (Шмот 20:2). Поэтому Б-г ожидает от нас беспрекословного подчинения. Это Имя, הי אלק׳נו (Б-г, наш Б-г), должно быть «почитаемым и страшным» ( נכבד ונורא)… Б-г положит мир к ногам тех, кто сделает Его Имя значимым для своей жизни. И напротив, Он будет נורא (наводить страх) на тех, кто попытается противостоять Ему…

с разрешения издательства Швут Ами


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.