Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

1) Комментарий на Дварим 26:15

15 Направь же Свой испытующий взгляд из Своей святой обители, с неба, и благослови свой народ, Израиль, и землю, которую Ты дал нам, как поклялся Ты нашим отцам, землю, текущую молоком и медом.

…три предписываемых десятины должны следующим образом научить нас использовать наши материальные ресурсы, как теоретически, так и практически, для целей, которые Б-г поставил перед нами: (1) מעשר ראשון (первая десятина) — для воспитания духа, который должен быть просвещен Торой; (2) מעשר שני (вторая десятина) — для заботы о нашем теле в духе нравственной чистоты; (3) מעשר עני (десятина бедных) — для заботы о благоденствии наших ближних, которую мы обязаны осуществлять из чувства преданности своему долгу…, чтобы народ смог обрести требующиеся ему материальные средства для продолжения его благих усилий.

2) Комментарий на Дварим 27:15—25

24 Проклят сражающий своего ближнего тайно! И скажет весь народ: Амен!

…СРАЖАЮЩИЙ СВОЕГО БЛИЖНЕГО ТАЙНО. Он наносит удар своему ближнему, и тот не знает об этом или не догадывается, откуда наносится этот удар. Это удар, наносимый злым языком, לשון הרע, который неподсуден земному суду, но который подрывает счастье, покой и личное достоинство человека…

3) Комментарий на Дварим 27:26

26 Проклят тот, кто не поддержит слова этого Учения, чтобы исполнять их! И скажет весь народ: Амен!

…Оно относится и к тому, кто не делает от него зависящее, чтобы поддержать Закон и его соблюдение; к тому, кто не стремится изо всех сил при каждой возможности, чтобы и другие соблюдали Закон. Человек подлежит проклятью, также если он сам изучал и обучал Закону и соблюдал предписания, и запреты, но не сумел повлиять на других и поощрить их к этому же, хотя и был в состоянии сделать это (Тосафот, Сота 37б, согласно Иерусалимскому Талмуду)…

4) Комментарий на Дварим 28:1

1 И будет, если будешь исполнять волю Б-га, своего Б-га, чтобы строго исполнять все Его заповеди, которые я заповедую тебе сегодня, то поставит тебя Б-г, твой Б-г, выше всех народов земли.

…на каждого представителя народа налагается обязанность не только принять и соблюдать Закон самому, но и активно способствовать более широкому соблюдению Б-жественного Закона его современниками…

5) Комментарий на Дварим 28:17—18

17 Проклята твоя корзина и твоя квашня. 18 Проклят плод твоего чрева и плод твоей земли, приплод твоих коров и приплод твоих овец.

Б-жественные благословения, которые принесут радость тем, кто верен своему долгу, станут сразу же очевидны, во-первых, в процветании детей и всего живого, а затем в изобилии урожая, который сделает возможной такую цветущую жизнь. В первую очередь, «благословен будет плод твоего чрева», а уж затем «благословленна будет твоя корзина и твоя квашня». Но обратное будет истинным, если бедствие поразит народ за отступление от Б-жественного Закона. Проклятие не сразу поразит живые существа. Сначала оно будет ощутимо, как предупреждение, в «твоей корзине и твоей квашне». И лишь после этого оно поразит «плод твоего чрева»…

6) Дварим 28:26, 30, 34, 41, 48, 53

26 Твои трупы станут пищей всем небесным птицам и земным животным, и никто не будет их отпугивать.

30 Обручишься с женщиной, но другой человек совокупится с ней; построишь дом, но не будешь жить в нем; посадишь виноградник, но не насладишься его первым разрешенным урожаем.

34 И сойдешь с ума от зрелища, которое увидишь.

41 Родишь сынов и дочерей, но не останутся они с тобою, потому что уведут их в плен.

48 И будешь ты служить своему врагу, которого Б-г нашлет на тебя, в голоде, и в жажде, и в наготе, и в лишении всего, и возложит Он железное иго на шею твою, пока не уничтожит тебя.

53 И будешь ты есть плод своего чрева, плоть своих сыновей и своих дочерей, которых дал тебе Б-г, твой Б-г, в осаде и в угнетении, которыми досаждать будет тебе твой враг.7) Комментарий на Дварим 28:58

58 Если не будешь тщательно исполнять все слова этого Учения, написанные в этой книге, и бояться этого Имени, почитаемого и страшного, Б-га, своега Б-га,

8) Дварим 28:59, 63

59 то Б-г, твой Б-г, обрушит удары на тебя и удары на твое потомоство удивительным образом, большие и крепкие удары и опасные и тяжелые болезни.

63 И будет, как радовался Б-г о вас, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Б-г о вас, губя и уничтожая вас, и будете сорваны с земли, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею.

…Единый Б-г — от Чьей воли зависит каждый момент будущего существования вселенной и любого существа в ней — обязался руководить нашими действиями и направлять нашу судьбу особым образом (Шмот 20:2). Поэтому Б-г ожидает от нас беспрекословного подчинения. Это Имя, הי אלק׳נו (Б-г, наш Б-г), должно быть «почитаемым и страшным» ( נכבד ונורא)… Б-г положит мир к ногам тех, кто сделает Его Имя значимым для своей жизни. И напротив, Он будет נורא (наводить страх) на тех, кто попытается противостоять Ему…

с разрешения издательства Швут Ами


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени