Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто со злым лицом дает милостыню бедным, тот теряет свою награду, даже если дает много. И преступает заповедь «да не будет досадно сердцу твоему, когда даешь ему» (Дварим 15; 10).»Орхот цадиким. Щедрость
Краткие эссе на тему недельной главы

Содержание раздела

Живущий в Эрец Исраэль еврей должен приносить в Храм первые плоды (бикурим) своего урожая. Передавая их коэну, он произносит особую формулу признательности Б-гу за то, что Он хранит еврейский народ на протяжение всей истории (этот отрывок включен в текст Пасхальной Агады). В последний день Песаха в четвертый и седьмой год семилетнего цикла евреи исповедуются перед Б-гом в том, что они выделили все полагающиеся десятины от своих урожаев.

Завершив изложение заповедей Торы, Моше вновь призывает сынов Израиля следовать путями Всевышнего, быть достойными звания избранного народа. Перейдя Иордан, они должны дать новую клятву верности Б-гу и Торе: поставить гигантские камни, написать на них слова Торы на семидесяти языках народов мира и затем покрыть их тонким слоем извести. Представители шести колен будут стоять на горе Гризим, других шести — на горе Эйваль, левиты останутся в долине между двумя горами и произнесут двенадцать повелений, на каждое из которых народ ответит «Амен!»

Далее Моше перечисляет благословения, физические и духовные, которые уготованы евреям за верность Торе. Но если они отвернутся от Торы, на еврейский народ обрушатся кары, включая неурожаи, военные поражения, чужеземный гнет, изгнание из Эрец Исраэль и долгое рассеяние.

Руки вверх!

В эпоху Храма евреям было заповедано приносить в Иерусалим корзину с первыми плодами. «…и возьмет коэн корзину из рук твоих и поставит ее перед жертвенником Б-га» (26:4).

Ничто не сравнится с человеческими руками. Они принципиально отличаются от других органов и частей тела, статичных и «запрограммированных» на выполнение ограниченных задач. Руки активнее и динамичнее; их можно опускать ниже ног и поднимать выше головы, причем не только в физическом, но и в образно-этическом смысле.

Человек может опустить руки — отчаяться, махнуть на себя рукой, погрузиться в бездну порока, совершать тягчайшие преступления: убивать, грабить. И все это — руками. Всем известны идиоматические выражения: руки в крови, грязные руки.

Однако руки можно не только опускать, но и поднимать, чтобы выполнять самые великие и святые дела «своею собственной рукой». Во время сражения с Амалеком при Исходе из Египта, когда Моше поднимал руки, евреи побеждали, когда его руки тяжелели и опускались, инициатива переходила к Амалеку.

Когда коэн благословляет народ, он поднимает руки. Руки дают цдаку, пожертвования. Мы протягиваем «руку дружбы и помощи».

«Дела рук человеческих» символизируют наши достижения и плоды нашего труда в материальном мире. Вот почему первые плоды выращенного и собранного урожая полагалось освящать в Храме, через руки коэнов — храмовых служителей. Ведь начало определяет успех всего дела. Когда начинаешь в святости, то и кончаешь так же, свято.

Когда руки подняты над головой, когда они тянутся к небу, то за ними неизбежно последуют голова, сердце и все тело. И душа, и мысли.

Раз уж вы зашли, не будете ли так добры…

Молитва должна быть не только страстной и «громкой». Один из секретов ее успеха состоит в том, что за человека надо молиться как за члена общины, например, когда мы просим Б-га вылечить больного, надо добавить: «со всеми другими больными Израиля», а скорбящего мы утешаем «среди всех скорбящих Израиля».

В связи с этим Хафец Хаим рассказывал историю, приключившуюся с большим знатоком Торы и авторитетным раввином Шломо Клюгером. Однажды рава Клюгера пригласили участвовать в церемонии обрезания новорожденного мальчика. Он пришел вовремя, но церемонию почему-то долго не начинали. Удивление сменилось ужасом, когда рав Клюгер узнал причину задержки. Оказалось, что отец ребенка тяжело болен и находится при смерти. Он должен был умереть с минуты на минуту, и родственники ждали его смерти, чтобы назвать ребенка именем отца.

Как только рав Клюгер понял, в чем дело, он велел немедленно приступить к обрезанию. Закончив церемонию, он вошел в комнату умирающего отца и громко сказал ему: «Мазал-тов!»

Позже рав Клюгер объяснил: «Я не мог побеспокоить ангела Рафаэля, который лечит больных; это вне моей компетенции. Но ведь известно, что во время брита по правую руку от моэля (человека, делающего обрезание) стоит пророк Элияу — он исцеляет рану, нанесенную ребенку при обрезании. Поэтому я всего лишь попросил его заглянуть в соседнюю комнату и заодно вылечить отца, почему бы и нет?»

Отец новорожденного не умер в тот день. В его состоянии произошел резкий перелом, и через три дня он поднялся с постели.

с разрешения издательства «Швут Ами»


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше