Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Краткие эссе на тему недельной главы

Содержание раздела

В этом разделе 74 заповеди: 27 предписывающих и 47 запрещающих.

Моше описывает единственный допустимый способ женитьбы на чужеземной женщине, плененной во время войны. За сыном-первенцем сохраняется право на двойную долю из отцовского наследства, даже если он родился от "нелюбимой" жены. "Буйного и непокорного сына", который неизбежно превратится в законченного негодяя и преступника, приговаривают к смерти через побиение камнями. Тело повешенного человека нельзя оставлять на виселице до следующего дня, ибо тело – обитель святой души.

Любую находку полагается вернуть владельцу, для розыска которого следует приложить все усилия. Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам – мужскую. Если обнаружишь на дороге птичье гнездо, прежде чем взять птенцов или яйца, необходимо вначале отпустить наседку. Крыши еврейских домов должны иметь ограждения (Устная Тора расширительно толкует эту мицву: необходимо убрать из своих владений все, что может представлять опасность).

Нельзя засевать поле семенами разных растений, пахать вместе на быке и осле, носить ткани из комбинации шерсти и льна. Четырехугольная одежда должна иметь на углах плетеные кисти нитей – цицит.

Детально приведены законы, касающиеся запретных отношений между полами. Отправляясь на войну, евреи должны соблюдать в своем стане правила ритуальной чистоты. Если раб сбежит от хозяина, нельзя насильно возвращать его. Проституция строго запрещена в равной мере для женщин и мужчин. Когда ссужаешь деньги еврею, нельзя брать с него проценты. Обетов и клятв следует, по возможности, избегать. Работник может есть плоды во время уборки урожая, но ему нельзя брать их домой. Устанавливаются правила развода и повторного брака.

В первый год после свадьбы молодой муж освобождается от воинской службы и остается дома, чтобы радовать жену и укрепить супружеские отношения. В качестве залога за ссуду нельзя брать орудия труда, чтобы не лишать должника средств к существованию. Наказание за похищение людей – смертная казнь. Запрещено удалять с тела признаки цараат.

Даже в случае просрочки займа кредитор обязан вернуть должнику его залог до вечера, если тот нуждается в этом предмете. Нельзя задерживать оплату наемного работника. Запрещено наказывать человека за преступление, совершенное его родственником. Особая защита предоставляется прозелитам и вдовам ввиду их социальной уязвимости. Надлежит оставлять беднякам неубранную часть урожая. Суд может приговорить осужденного к телесному наказанию (но не более 39 ударов).

"Не заграждай рта быку, когда он молотит". На человека, потерявшего брата, возложена мицва жениться на вдове покойного, если тот не оставил детей. Меры и гири должны быть правильными; ими надо честно пользоваться. Раздел завершается описанием коварного нападения амалекитян на евреев сразу после Исхода из Египта и заповедью "стереть память об Амалеке".

Истинный первенец

Вчитайтесь в ту часть раздела, где говорится об имущественных правах сына-первенца от нелюбимой жены: "Если будут у человека две жены, одна любимая, а другая нелюбимая, и родят они ему сыновей, любимая и нелюбимая, а первенец будет у нелюбимой, то в день, когда будет он оставлять сыновьям то, что есть у него, не может он предпочесть сына любимой сыну нелюбимой, первенцу. Но первенцем должен признать он сына нелюбимой, чтобы дать ему вдвое больше из всего, что у него есть, ибо он – начало сил его, за ним право первородства" (21:15-17).

Казалось бы, все ясно. Но Виленский Гаон указывает сразу несколько противоречий в тексте:

1) Тора пишет вначале, что сыновей родили обе жены, причем первой упоминается любимая жена, из чего можно предположить, что ее сын и был первенцем. Но затем сказано, что первенец родился у нелюбимой.

2) Почему проблема наследования вообще затрагивается здесь? Не перестраховалась ли Тора, решив, что евреи будут произвольно перебрасывать право первородства от одного сына к другому?

3) Откуда вообще взялась "нелюбимая", точнее "ненавистная" (снуа) жена? Ведь Тора категорически запрещает евреям ненавидеть друг друга. И если муж ненавидит жену, то зачем живет с ней? В конце концов, с кем мы имеем дело с алахической точки зрения – с преступником?

4) Почему Тора добавляет в конце: "ибо он – начало сил его"? К чему такое объяснение, звучащее, как оправдание (тем более, что Тора крайне редко комментирует и объясняет нам мицвот)?

На самом деле, заключает Виленский Гаон, перед нами не общая, а специфическая ситуация, в которой находятся ответы на все поставленные вопросы. Некий еврей – назовем его Реувеном – женился на женщине, которую почти тотчас возненавидел, и через две-три недели после свадьбы развелся с ней. Он тут же заключил другой брак, и его вторая жена, на этот раз любимая, родила ему сына после семи месяцев беременности. А месяца через полтора на свет появился его сын от первой жены – вполне доношенный.

Теперь мы можем подумать, что именно тот, кто родился вначале – семимесячный ребенок от второй жены, должен получить право первородства со всеми вытекающими из него наследственными привилегиями. Однако Тора сообщает, что первенцем должен считаться девятимесячный сын от первой, ненавистной и разведенной жены. Но почему? Потому что "он – начало сил его" (решит оно): сын нелюбимой был зачат первым.

Помогай тому, кто помогает себе

"Если увидишь ты осла брата твоего или быка его, упавших на дороге, не проходи мимо: подними их вместе с ним"(22:4). В этой заповеди речь идет не только о самом животном, но и об упавшем с него грузе, а также о животном, упавшем вместе с грузом. Обратите внимание на важное уточнение – "вместе с ним". Мудрецы поясняют: если вы подходите к упавшему ослу или быку, и его хозяин говорит вам: "Тебе заповедано поднять мое животное. Действуй, а я немного отдохну в тени", – ваше право отказать ему в помощи.

Эта концепция не ограничивается помощью еврею, у которого упало вьючное животное (то, что речь идет об отношениях между евреями, видно из слова "брат"). Далее в разделе мы читаем: "Когда выйдешь ты станом против врагов твоих..." (23:10). Этот эпизод завершается словами: "Ибо Б-г ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и низлагать врагов твоих". Всевышний обеспечивает нам победу, но чтобы получить право на нее, мы должны подготовиться к войне и "выйти станом против врагов". Если же мы будем сидеть, сложа руки, ожидая сверхъестественного вмешательства в ход событий, нас ждет неминуемое разочарование, как и владельца упавшего осла, который хочет решить свою проблему за счет других.

Хафец Хаим распространяет концепцию самопомощи и на духовную сферу. Б-г всегда готов помочь человеку, но при условии, что тот сам предпринимает необходимые действия. Например, религиозный еврей ежедневно просит Всевышнего в молитве: "Просвети нас словами Твоей Торы". Но если, закончив молитву, он сразу убегает из синагоги по своим делам, вместо того, чтобы сесть, открыть Мишну или Гемару и почитать святую книгу хотя бы несколько минут, то как он может рассчитывать на осуществление своей просьбы?

Хафец Хаим приводит в качестве иллюстрации такую ситуацию. Один человек просит друга одолжить ему денег. Друг охотно соглашается и назначает ему время и место для встречи. Но получатель ссуды не является на встречу без всякой уважительной причины, потом снова звонит, извиняется, просит денег, и снова не приходит – проще говоря, морочит голову. Ссуду он, конечно, не получит. Друг будет сердиться на него, что зря потратил время и остался в дураках. Отношения испорчены.

Так и Всевышний. Если мы изо дня в день о чем-то просим Его: о здоровье, удаче в делах, а сами не прилагаем никаких усилий и не берем на себя никаких обязательств, можно представить, как Он "сердится" на нас. Упавший осел так и останется лежать на дороге.

 

печатается с разрешения "Швут Ами"


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.