Темы: Награда и наказание, Недельная глава, Земля Израиля, Ки таво, Проклятие, Добро и Зло, Ури Калюжный
Есть вещи, которые делают один раз и забывают, a есть вещи, которые делают один раз, и результат этого действия остается актуальным навсегда. Так-как Тора вечна, то и все заповеди ее вечны. Так что то, что некое действие было заповедано выполнить только один раз, не умаляет его значимости — наоборот, это значит, что это действие настолько сильно, что одного раза хватило на всю историю, включая и нас с вами.
Недалеко от границы Израиля стоят рядом две горы — Гризим и Эйваль. В недельной главе Ки-Таво, Всевышний заповедовал (Дварим 27:1), чтобы сразу-же после того как еврейский народ вступит в Землю Израиля, на одной из них, назовем ее пока Х, должны быть водружены камни, на которых записана вся Тора, построен жертвенник, принесены жертвоприношения и устроен гигантский пир — праздненство преисполненное «радости перед Всевышним».
Смысл этого действия понятен — произошло ведь великое событие: народ Израиля зашел в землю Израиля, где они наконец могли жить по Торе в полной мере — то-есть воплотить союз, по которому Всевышний, в частности, обязался, что если мы будем соблюдать заповеди, то Он нас одарит добром, заботой о изобилием.
Чтобы сделать этот союз более очевидным, Всевышний также сказал разделить народ на две части, одним подняться на гору Гризим, другим — на гору Эйваль. Священнослужители (коэны и левиты) стоя между этими горами сначала поворачивались (см. тракта Сота 32а) к горе Гризим и говорили: «Благословлен будет тот, кто не будет делать идолов — ваяных и литых», и весь народ отвечал «Амен». Потом они поворачивались в сторону горы Эйваль и говорили: «Проклят будет тот, кто будет делать идолов — ваяных и литых», и весь народ снова отвечал «Амен». Так повторялось довольно много раз, как можно увидеть в тексте Торы: в сторону горы Гризим — благословления за выполнение заветов Торы, в сторону горы Эйваль — проклятия за ее нарушение.
Внимание, теперь вопрос: на какой из этих двух гор должны были евреи совершить вышеупомянутый радостный пир? Ответ, как явно сказано в Торе — на горе Эйваль! «Как же?» — спросите вы, — «радоваться ведь нужно благословениям а не проклятиям?»
Это очень серьезный вопрос, но пока ограничимся следующим, коротким и не очень полным объяснением: Всевышний хотел показать нам, что запреты и наказания в Торе — для нашего же блага. Конечно, Б-жественное добро попадает в наш мир через соблюдение заповедей, а не через наказание за их нарушение. Однако наказание также необходимо, как субъективно, так и объективно — подобно тому как и надпись «Не залезай — убьет» на высоковольтном столбе призвана как испугать, так и показать наличие высокого напряжения. Так же и заповеди Торы — если бы не было наказания за их нарушение, то, во-первых, люди с большей легкостью бы их нарушали, но главное — это показывало бы, что они не так уж важны и необходимы.
Теперь же мы видим, что если евреи не будут соблюдать заповеди Торы то вместо света и благословления в мире воцарится проклятие и беспорядок. Это показывает нам важность нашей миссии и по-сути радует. Поэтому и был устроен именно на горе Эйваль праздник в честь Торы, Израиля и Всевышнего.
Сайт evrey.com
Что означает «счет 49 дней» и как это соотносится с нашим стремлением получить Тору?
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Путь еврейского самовоспитания.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Знание Субботы»
Мудрецы, обладая духом святости, знали о духовном наполнении и корне мироздания. Они постигли суть понятия времени и корень семи дней. Они раскрыли нам лишь малую часть этих глубин, но это замечательные знания, возвышающие того, кто удостоился их услышать.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Знание Субботы»
Можно ли сравнить Творца со стеклодувом? О ступенчатом нисхождении души.