Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Депрессия — признак духовной нечистоты?

Темы: Ишмаэль, Траур, Радость, Депрессия, Эсав, Смерть, Музыка

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый раввин! Я слышал от одного раввина, что депрессия — это признак духовной нечистоты. Действительно ли это так или я неправильно понял? Что говорит Тора о депрессии и о том, как от неё избавиться? Есть ли какие-то советы, данные мудрецами? Константин

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Константин!

Что именно имел в виду упомянутый Вами раввин, в принципе, нужно спросить его. Мы же можем только попытаться рассмотреть в общих чертах депрессию и ритуальную нечистоту (тума) и понять, есть ли между ними связь. Напрямую — «одна является признаком другой» — они вряд ли связаны. Но какую-то связь, возможно, обнаружим. Оговоримся только, что обе темы очень обширные, поэтому полностью постичь и объяснить их в одной статье невозможно. Но частично и вкратце — попробуем.

Депрессия вчера и сегодня

Итак, что такое депрессия? Как известно, не просто глубокая печаль, но и потеря интереса и воли к жизни, к привычной деятельности, апатия, пессимизм, сниженная самооценка. Она может быть вызвана трагедией — смертью близкого человека, потерей работы, крушением планов, — но может быть и просто болезнью, психическим расстройством.

И в чисто медицинском смысле как от нее избавиться — вопрос к врачам, что они пропишут, то и принимать. Антидепрессанты, терапия.

Что касается психологического аспекта, более древние источники говорят, в основном, о вреде подавленного настроения и важности радости, подразумевая, вроде бы, что одного осознания этого достаточно. Тора неоднократно дает указание не просто соблюдать заповеди, но и радоваться. Возьмем хотя бы недельную главу Ки Таво. Говоря о заповеди приношения первых плодов (бикурим), Тора говорит: «И радуйся всему благу, которое дал тебе Господь» (Дварим 26:11). А в длинном списке проклятий, которые постигнут наш народ в случае несоблюдения заповедей, Тора пишет, что беды придут «за то, что не служил ты Господу, Б-гу своему, с радостью» (Дварим 28:47). Мудрецы (Шабат 30 б) также говорят, что Шхина (Б-жественное присутствие) не сходит на человека, пребывающего в печали, а только на того, кто радуется.

С одной стороны, важно заметить: хотя религиозность подразумевает богобоязненность, а также сожаление о совершенных грехах, это не значит, что человек должен жить в страхе и печали, постоянно пребывать в угнетенном состоянии. Нет, в целом следует быть жизнерадостным.

Но, с другой стороны, подобные утверждения, вроде бы, подразумевают, что радоваться можно «по указке». Даже если человек естественным образом находится в депрессивном состоянии, он может из него выйти, это в его руках.

Практический пример, описанный в Танахе — «злой дух от Б-га», который стал «устрашать» царя Шауля после того, как тот утратил право на царство. Чтобы выходить из депрессивного состояния, он просил юного Давида, будущего царя, сыграть ему на кинноре, и музыка помогала (Шмуэль I 16:14-23).

В принципе, сегодня тоже музыка может помочь, как и другие способы улучшить настроение и обрести в жизни смысл. Один из способов — помочь человеку обрести какую-то новую цель, которая будет мотивировать. Какое-то увлечение, которое заставит забыть о тягостных мыслях.

Но современные раввины также отмечают, что при общении с человеком, находящимся в депрессии, нужно проявлять чуткость и понимание. По их словам, в первую очередь надо помнить другое высказывание мудрецов (трактат Авот 4:18): не утешай ближнего, когда перед ним лежит его умерший родственник. То есть, депрессивное состояние сравнивается с трауром на том этапе, когда утешать еще рано.

Если человеку, находящемуся в таком состоянии, просто сказать: «Эй, товарищ, больше жизни!» — и включить песню, которая строить и жить помогает, это ему вряд ли поможет, скорее, наоборот. На таком этапе человек нуждается не в том, чтобы его утешили и помогли забыть о горе, а в том, чтобы вместе с ним горевали. Чтобы разделили его горе. Поэтому люди, которые приходят к нему во время семидневного траура, садятся молча и предоставляют ему «задать тон»: если может только плакать — то плакать с ним, а если заводит более позитивный разговор — поддержать.

Также в целом бытует мнение, что в современном мире депрессия всё больше распространяется, ей подвержено всё больше людей. Что, казалось бы, парадоксально: ведь материальный уровень жизни высок, как никогда, жизнь становится все более комфортной и приятной. А люди все более подавлены?

Радость вопреки трудностям и депрессия вопреки комфорту

Возможно, дело в уже упомянутой нами смене эпох, произошедшей в последнее время. До 20-го века в мире господствовал Запад, европейские державы, христианская цивилизация, ведущая свое начало от Эйсава. Но потом те империи рухнули, и Запад утратил моральную силу и перестал быть всегда прав. Теперь эта привилегия перешла к мусульманам, произошедшим от Ишмаэля. И Эйсав, и Ишмаэль в свое время откололись от еврейской семьи в противоположные стороны и довели свои черты до крайности. Эйсав, унаследовав от своего отца Ицхака трудолюбие и дисциплину, довел их до жестокости и нетерпимости. А Ишмаэль, унаследовав от своего отца Авраама любовь и гостеприимство, довел их до вседозволенности, избалованности и дикости. Соответственно и весь мир перешел в иное состояние: раньше был «мир Эйсава», отражавший его атрибуты, а теперь наступил «мир Ишмаэля».

Некоторые различия между ними мы уже обсуждали, здесь же отметим то, что имеет отношение к нашей теме.

Жизнь в «мире Эйсава» была суровой, он не балует. Материальные блага были скудны и труднодоступны. Человеку приходилось много трудиться ради элементарного выживания. Но люди были сильными и трудились, и терпели, особенно не жалуясь. Только по прошествии тысячелетий зародились реальные революционные движения, да и целью революционеров было не столько получение материальных благ, сколько достижение равенства. А если удавалось что-то достать, человек искренне радовался. Впрочем, главным источником радости был сам труд. Достижения. Полученное от этого удовлетворение побуждало к дальнейшему труду, покорению новых рубежей. Эйсав — гордец, но ему и было чем гордиться. Только Б-га забывал благодарить, приписывая все достижения собственным усилиям.

В «мире Ишмаэля» человек живет с всё большим комфортом. Нет предела техническим новшествам, которые на каждом этапе избавляют человека от очередной необходимости шевелить пальцами и мозгами. Человек откровенно избалован — и недоволен! Само изобилие благ обесценивает их. Полученное от них удовольствие быстро испаряется — и человек хочет еще и еще, никогда не насыщаясь. Удобства лишили его необходимости трудиться, привели к атрофии его физические и умственные способности. Отсюда чувство собственной никчемности, низкая самооценка и утрата смысла жизни. Возможно, поэтому именно в комфортном и приятном мире психологическое состояние человека становится более подавленным.

К тому же в «предыдущем» мире человек был слишком занят элементарным выживанием, и у него не было времени задумываться о том, как ему плохо. А теперь живет хорошо и может себе позволить задуматься о том… что ему плохо. Когда дерешься или убегаешь от врага, выделяется адреналин, человек мобилизуется, его способность к активным действиям повышается. И только потом, когда уже миновала опасность и можно вздохнуть, человек, бывает, «расклеивается».

И возможно, поэтому Тора, давая указания человеку той эпохи, в которой она была дана, просто повелевает ему служить Б-гу с радостью — хотя тогда жизнь была трудной, радоваться было легко. На пике господства Эйсава, в эпоху нацизма и сталинизма, несмотря на все ужасы, товарищу можно было сказать: «Больше жизни!» и песней помочь ему строить.

Но сегодня надо проявлять чуткость и понимать, что не всегда можно простым призывом вывести человека из депрессивного состояния и заставить его радоваться жизни. Бывает, что сначала надо вместе с ним погрустить и, в целом, действовать деликатно.

Еще одной причиной распространенности депрессии в наше время некоторые называют такие технические новшества, как компьютерные игры и соц. сети. Люди, особенно молодые, целиком в них погружаются и так изолируют себя от своего мира: друзей, близких, улицы, природы, свежего воздуха. Всё это важные составляющие здоровой — и радостной — жизни, и раньше, несмотря на все трудности, они были людям доступны. Но сегодня, несмотря на доступность, люди ими не пользуются, и это тоже вызывает депрессивное состояние. В этом плане понятно, как можно сегодня помочь такому человеку.

Наконец, есть мнение, что сегодня депрессия на самом деле распространена не больше, чем в прошлом, но люди стали меньше стесняться раскрываться и говорить о своих проблемах. Если так, то это тоже атрибут «мира Ишмаэля», у которого, в отличие от скрытного Эйсава, нет секретов и стыда. «Мир Эйсава» — спецслужбы и засекреченность, «мир Ишмаэля» — гласность, утечки информации, утрата приватности. Впрочем, есть в каждом из этих характеров и положительный аспект: ведь, если у человека реальные проблемы, их действительно лучше не заметать под ковер, а открыто обсудить с тем, кто может помочь. Только рассказывать всему миру в сети действительно необязательно.

Нечистота из-за утраты жизни

А сравнение депрессивного состояния с трауром по умершему поможет нам также понять возможную связь с ритуальной нечистотой. Ведь она бывает разных типов, но первый и главный ее источник — умерший. Человек, утративший не только волю к жизни и готовность действовать, но саму жизнь. Полное отсутствие движения, духа, сил и перспектив. Это причина как траура и печали, так и ритуальной нечистоты. Значит, действительно, одно с другим связано. Это не значит, что человек, находящийся в депрессии, ритуально нечист — нет, если он не прикоснулся к умершему или к другому источнику нечистоты, он не принял нечистоту. Но в принципе духовный источник у них схожий.

Еврейский лагерь в пустыне состоял из трех частей: в центре — Мишкан (Скиния), где пребывала Шхина, вокруг нее — лагерь левитов, относительно менее святой, но все же близкий к Б-гу, а вокруг него — лагерь Израиля — остальных колен, еще на одну ступень ниже. И Тора (Бемидбар 5:2) постановляет: тот, кто прикоснулся к покойнику и принял его нечистоту, не должен находиться в центральном лагере. Но и это только базовый уровень нечистоты. Высший уровень нечистоты получает мецора — человек, пораженный язвой цараат: он изгоняется не только из центрального лагеря, но и за пределы всего еврейского лагеря, находится в изоляции. По словам мудрецов, язвой цараат человек поражается в наказание за сплетни и злословие, которые разжигают рознь, подрывают отношения между людьми. Вот и виновник, мера за меру, изолируется от общества, от друзей и близких. О нем Тора говорит: бадад йешев — «в одиночестве будет сидеть», используя то же выражение, что и свиток Эйха о разрушенном Иерусалиме, по которому мы соблюдаем траур 9 ава: эйха яшва бадад — «Как одиноко сидит…».

Так что как базовый, так и высший уровень нечистоты связаны с трауром и одиночеством. А чистота и радость — с обществом и единением. В центральной Скинии собираются со всех сторон представители всех колен и вместе служат Б-гу.

Вот и депрессивность, как сказано, во многом связана с современным одиночеством и изоляцией людей в своих домах и гаджетах. Вместе может быть тесно, но врозь скучно. Так что тому, кто хочет помочь человеку, находящемуся в депрессии, надо постараться составить ему компанию и потихоньку вывести его из изоляции, дать возможность порадоваться жизни, людям, природе. А также, как сказано, помочь обрести новую цель, чем-то увлечься. Но все это — с чуткостью и терпением, не забывая, что человек может быть в состоянии, подобном трауру.

Пусть Б-г утешит и порадует всех, кто в этом нуждается.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Что делать в субботу, если у человека депрессия? Не получаю удовольствия ни от чего...

Рав Меир Мучник

Единственный стимулятор чего-то интересного в моей жизни — это работа...

Законы 9 ава

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В пост 9-го Ава запрещены пять вещей: еда и питье, умывание, умащение, «ношение сандалий» (любой кожаной обуви) и супружеская близость.

Музыка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Корни настоящей еврейской музыки находятся в храмовых песнопениях. И канторское пение, и хасидские напевы отличаются многообразием и богатством форм.

Чтобы понять и постичь 32. В чем смысл еврейских похоронных и траурных церемоний?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше