Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Депрессия — признак духовной нечистоты?

Темы: Ишмаэль, Траур, Радость, Депрессия, Эсав, Смерть, Музыка

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый раввин! Я слышал от одного раввина, что депрессия — это признак духовной нечистоты. Действительно ли это так или я неправильно понял? Что говорит Тора о депрессии и о том, как от неё избавиться? Есть ли какие-то советы, данные мудрецами? Константин

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Константин!

Что именно имел в виду упомянутый Вами раввин, в принципе, нужно спросить его. Мы же можем только попытаться рассмотреть в общих чертах депрессию и ритуальную нечистоту (тума) и понять, есть ли между ними связь. Напрямую — «одна является признаком другой» — они вряд ли связаны. Но какую-то связь, возможно, обнаружим. Оговоримся только, что обе темы очень обширные, поэтому полностью постичь и объяснить их в одной статье невозможно. Но частично и вкратце — попробуем.

Депрессия вчера и сегодня

Итак, что такое депрессия? Как известно, не просто глубокая печаль, но и потеря интереса и воли к жизни, к привычной деятельности, апатия, пессимизм, сниженная самооценка. Она может быть вызвана трагедией — смертью близкого человека, потерей работы, крушением планов, — но может быть и просто болезнью, психическим расстройством.

И в чисто медицинском смысле как от нее избавиться — вопрос к врачам, что они пропишут, то и принимать. Антидепрессанты, терапия.

Что касается психологического аспекта, более древние источники говорят, в основном, о вреде подавленного настроения и важности радости, подразумевая, вроде бы, что одного осознания этого достаточно. Тора неоднократно дает указание не просто соблюдать заповеди, но и радоваться. Возьмем хотя бы недельную главу Ки Таво. Говоря о заповеди приношения первых плодов (бикурим), Тора говорит: «И радуйся всему благу, которое дал тебе Господь» (Дварим 26:11). А в длинном списке проклятий, которые постигнут наш народ в случае несоблюдения заповедей, Тора пишет, что беды придут «за то, что не служил ты Господу, Б-гу своему, с радостью» (Дварим 28:47). Мудрецы (Шабат 30 б) также говорят, что Шхина (Б-жественное присутствие) не сходит на человека, пребывающего в печали, а только на того, кто радуется.

С одной стороны, важно заметить: хотя религиозность подразумевает богобоязненность, а также сожаление о совершенных грехах, это не значит, что человек должен жить в страхе и печали, постоянно пребывать в угнетенном состоянии. Нет, в целом следует быть жизнерадостным.

Но, с другой стороны, подобные утверждения, вроде бы, подразумевают, что радоваться можно «по указке». Даже если человек естественным образом находится в депрессивном состоянии, он может из него выйти, это в его руках.

Практический пример, описанный в Танахе — «злой дух от Б-га», который стал «устрашать» царя Шауля после того, как тот утратил право на царство. Чтобы выходить из депрессивного состояния, он просил юного Давида, будущего царя, сыграть ему на кинноре, и музыка помогала (Шмуэль I 16:14-23).

В принципе, сегодня тоже музыка может помочь, как и другие способы улучшить настроение и обрести в жизни смысл. Один из способов — помочь человеку обрести какую-то новую цель, которая будет мотивировать. Какое-то увлечение, которое заставит забыть о тягостных мыслях.

Но современные раввины также отмечают, что при общении с человеком, находящимся в депрессии, нужно проявлять чуткость и понимание. По их словам, в первую очередь надо помнить другое высказывание мудрецов (трактат Авот 4:18): не утешай ближнего, когда перед ним лежит его умерший родственник. То есть, депрессивное состояние сравнивается с трауром на том этапе, когда утешать еще рано.

Если человеку, находящемуся в таком состоянии, просто сказать: «Эй, товарищ, больше жизни!» — и включить песню, которая строить и жить помогает, это ему вряд ли поможет, скорее, наоборот. На таком этапе человек нуждается не в том, чтобы его утешили и помогли забыть о горе, а в том, чтобы вместе с ним горевали. Чтобы разделили его горе. Поэтому люди, которые приходят к нему во время семидневного траура, садятся молча и предоставляют ему «задать тон»: если может только плакать — то плакать с ним, а если заводит более позитивный разговор — поддержать.

Также в целом бытует мнение, что в современном мире депрессия всё больше распространяется, ей подвержено всё больше людей. Что, казалось бы, парадоксально: ведь материальный уровень жизни высок, как никогда, жизнь становится все более комфортной и приятной. А люди все более подавлены?

Радость вопреки трудностям и депрессия вопреки комфорту

Возможно, дело в уже упомянутой нами смене эпох, произошедшей в последнее время. До 20-го века в мире господствовал Запад, европейские державы, христианская цивилизация, ведущая свое начало от Эйсава. Но потом те империи рухнули, и Запад утратил моральную силу и перестал быть всегда прав. Теперь эта привилегия перешла к мусульманам, произошедшим от Ишмаэля. И Эйсав, и Ишмаэль в свое время откололись от еврейской семьи в противоположные стороны и довели свои черты до крайности. Эйсав, унаследовав от своего отца Ицхака трудолюбие и дисциплину, довел их до жестокости и нетерпимости. А Ишмаэль, унаследовав от своего отца Авраама любовь и гостеприимство, довел их до вседозволенности, избалованности и дикости. Соответственно и весь мир перешел в иное состояние: раньше был «мир Эйсава», отражавший его атрибуты, а теперь наступил «мир Ишмаэля».

Некоторые различия между ними мы уже обсуждали, здесь же отметим то, что имеет отношение к нашей теме.

Жизнь в «мире Эйсава» была суровой, он не балует. Материальные блага были скудны и труднодоступны. Человеку приходилось много трудиться ради элементарного выживания. Но люди были сильными и трудились, и терпели, особенно не жалуясь. Только по прошествии тысячелетий зародились реальные революционные движения, да и целью революционеров было не столько получение материальных благ, сколько достижение равенства. А если удавалось что-то достать, человек искренне радовался. Впрочем, главным источником радости был сам труд. Достижения. Полученное от этого удовлетворение побуждало к дальнейшему труду, покорению новых рубежей. Эйсав — гордец, но ему и было чем гордиться. Только Б-га забывал благодарить, приписывая все достижения собственным усилиям.

В «мире Ишмаэля» человек живет с всё большим комфортом. Нет предела техническим новшествам, которые на каждом этапе избавляют человека от очередной необходимости шевелить пальцами и мозгами. Человек откровенно избалован — и недоволен! Само изобилие благ обесценивает их. Полученное от них удовольствие быстро испаряется — и человек хочет еще и еще, никогда не насыщаясь. Удобства лишили его необходимости трудиться, привели к атрофии его физические и умственные способности. Отсюда чувство собственной никчемности, низкая самооценка и утрата смысла жизни. Возможно, поэтому именно в комфортном и приятном мире психологическое состояние человека становится более подавленным.

К тому же в «предыдущем» мире человек был слишком занят элементарным выживанием, и у него не было времени задумываться о том, как ему плохо. А теперь живет хорошо и может себе позволить задуматься о том… что ему плохо. Когда дерешься или убегаешь от врага, выделяется адреналин, человек мобилизуется, его способность к активным действиям повышается. И только потом, когда уже миновала опасность и можно вздохнуть, человек, бывает, «расклеивается».

И возможно, поэтому Тора, давая указания человеку той эпохи, в которой она была дана, просто повелевает ему служить Б-гу с радостью — хотя тогда жизнь была трудной, радоваться было легко. На пике господства Эйсава, в эпоху нацизма и сталинизма, несмотря на все ужасы, товарищу можно было сказать: «Больше жизни!» и песней помочь ему строить.

Но сегодня надо проявлять чуткость и понимать, что не всегда можно простым призывом вывести человека из депрессивного состояния и заставить его радоваться жизни. Бывает, что сначала надо вместе с ним погрустить и, в целом, действовать деликатно.

Еще одной причиной распространенности депрессии в наше время некоторые называют такие технические новшества, как компьютерные игры и соц. сети. Люди, особенно молодые, целиком в них погружаются и так изолируют себя от своего мира: друзей, близких, улицы, природы, свежего воздуха. Всё это важные составляющие здоровой — и радостной — жизни, и раньше, несмотря на все трудности, они были людям доступны. Но сегодня, несмотря на доступность, люди ими не пользуются, и это тоже вызывает депрессивное состояние. В этом плане понятно, как можно сегодня помочь такому человеку.

Наконец, есть мнение, что сегодня депрессия на самом деле распространена не больше, чем в прошлом, но люди стали меньше стесняться раскрываться и говорить о своих проблемах. Если так, то это тоже атрибут «мира Ишмаэля», у которого, в отличие от скрытного Эйсава, нет секретов и стыда. «Мир Эйсава» — спецслужбы и засекреченность, «мир Ишмаэля» — гласность, утечки информации, утрата приватности. Впрочем, есть в каждом из этих характеров и положительный аспект: ведь, если у человека реальные проблемы, их действительно лучше не заметать под ковер, а открыто обсудить с тем, кто может помочь. Только рассказывать всему миру в сети действительно необязательно.

Нечистота из-за утраты жизни

А сравнение депрессивного состояния с трауром по умершему поможет нам также понять возможную связь с ритуальной нечистотой. Ведь она бывает разных типов, но первый и главный ее источник — умерший. Человек, утративший не только волю к жизни и готовность действовать, но саму жизнь. Полное отсутствие движения, духа, сил и перспектив. Это причина как траура и печали, так и ритуальной нечистоты. Значит, действительно, одно с другим связано. Это не значит, что человек, находящийся в депрессии, ритуально нечист — нет, если он не прикоснулся к умершему или к другому источнику нечистоты, он не принял нечистоту. Но в принципе духовный источник у них схожий.

Еврейский лагерь в пустыне состоял из трех частей: в центре — Мишкан (Скиния), где пребывала Шхина, вокруг нее — лагерь левитов, относительно менее святой, но все же близкий к Б-гу, а вокруг него — лагерь Израиля — остальных колен, еще на одну ступень ниже. И Тора (Бемидбар 5:2) постановляет: тот, кто прикоснулся к покойнику и принял его нечистоту, не должен находиться в центральном лагере. Но и это только базовый уровень нечистоты. Высший уровень нечистоты получает мецора — человек, пораженный язвой цараат: он изгоняется не только из центрального лагеря, но и за пределы всего еврейского лагеря, находится в изоляции. По словам мудрецов, язвой цараат человек поражается в наказание за сплетни и злословие, которые разжигают рознь, подрывают отношения между людьми. Вот и виновник, мера за меру, изолируется от общества, от друзей и близких. О нем Тора говорит: бадад йешев — «в одиночестве будет сидеть», используя то же выражение, что и свиток Эйха о разрушенном Иерусалиме, по которому мы соблюдаем траур 9 ава: эйха яшва бадад — «Как одиноко сидит…».

Так что как базовый, так и высший уровень нечистоты связаны с трауром и одиночеством. А чистота и радость — с обществом и единением. В центральной Скинии собираются со всех сторон представители всех колен и вместе служат Б-гу.

Вот и депрессивность, как сказано, во многом связана с современным одиночеством и изоляцией людей в своих домах и гаджетах. Вместе может быть тесно, но врозь скучно. Так что тому, кто хочет помочь человеку, находящемуся в депрессии, надо постараться составить ему компанию и потихоньку вывести его из изоляции, дать возможность порадоваться жизни, людям, природе. А также, как сказано, помочь обрести новую цель, чем-то увлечься. Но все это — с чуткостью и терпением, не забывая, что человек может быть в состоянии, подобном трауру.

Пусть Б-г утешит и порадует всех, кто в этом нуждается.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Законы 9 ава

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В пост 9-го Ава запрещены пять вещей: еда и питье, умывание, умащение, «ношение сандалий» (любой кожаной обуви) и супружеская близость.

Музыка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Корни настоящей еврейской музыки находятся в храмовых песнопениях. И канторское пение, и хасидские напевы отличаются многообразием и богатством форм.

Чтобы понять и постичь 32. В чем смысл еврейских похоронных и траурных церемоний?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.

Объясните отношение Авраама к его сыновьям от наложниц

Рав Натан Агрес


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский