Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Рош а-Шана мы празднуем два дня, а не один?

Темы: Мудрецы, Рош Ходеш, Еврейский календарь, Пророки, Суд, Йом тов, Санхедрин, Рав Моше Сытин

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав! Пожалуйста, ответьте мне, почему Рош а-Шана празднуем два дня, а не один день? В недельной главе Эмор об этом ничего не говорится. Заранее благодарю. С уважением, Рефаэль-Александр Ботер

Отвечает рав Моше Сытин

Уважаемый Рефаэль-Александр!

Вы правы, в Торе нет упоминания о том, что нужно праздновать Рош а-Шана два дня. Празднование Рош а-Шана в течение двух дней даже в Эрец-Исраэль и удвоение других праздников в диаспоре было введено мудрецами в период Второго Храма, а по некоторым мнениям — еще ранними пророками, Йехезкелем и Даниэлем (Тшувот Гэоним, Ликутим 1).

Связано это было в первую очередь со спецификой ведения лунного календаря согласно законам Торы, а также с проблемами оповещения, существовавшими в тот период.

Сегодня у нас есть четко расписанный календарь, и нам сложно понять, почему начало месяца нужно «устанавливать». И, хотя у мудрецов испокон веков был точный календарь (см. Рамбам, «Законы освящения месяца» 1:6), им запрещено было следовать исключительно календарным расчётам, поскольку Тора заповедует устанавливать начало месяца не по рассчитанному календарю, а на основании живого свидетельства, подтверждающего наступление новолуния. Попробуем вкратце объяснить, как происходило объявление нового месяца во времена, когда действовал Сангедрин.

Как устанавливали начало месяца?

Как известно, еврейский календарь является лунно-солнечным, что означает прямую зависимость начала месяца от появления новой Луны на небосводе. При периодическом добавлении в високосном году месяца — второго Адара — лунный годовой цикл не слишком «отрывается» от солнечного.

Время оборота Луны вокруг Земли в среднем составляет примерно 29 с половиной суток. Это означает, что иногда синодический месяц будет длиться 29 дней, а иногда 30. Месяц, число дней которого составляет 29, называется «неполным» (ивр. хасэр), а тот, в котором 30 дней, — «полным» (ивр. малэ). (Заглянув в еврейский календарь, Вы увидите, что «полные» и «неполные» месяцы чередуются и половина месяцев года состоит из 30 дней, а половина — из 29).

Проведя расчет заранее, мудрецы знали, когда должна появиться Луна, и в это время собирались в специальной палате суда на территории Иерусалимского Храма. В течение суток 30 числа судьи ожидали людей, которые заявят, что они видели на небосводе новорожденный месяц. Если в течение суток свидетели приходили, то этот день объявлялся первым числом нового месяца и дату праздника, который будет в этом месяце, отсчитывали от этого дня.

Если же 30 числа свидетели не приходили, то новомесячье переносилось на следующий день. В этом случае свидетелей уже не ждали и первое число нового месяца наступало «автоматически» на 31-ый день, ведь больше тридцати дней месяц длится не может. Предыдущий месяц состоял из 30 дней и объявлялся «полным».

Оповещение о наступлении нового месяца

После ритуала освящения нового месяца необходимо было оповестить об этом евреев по всей Земле Израиля и вне нее. Сначала для оповещения использовали факелы, которые зажигали сразу после освящения месяца на вершинах гор. Так весть о начале нового месяца распространялась достаточно быстро и даже самые отдаленные еврейские поселения узнавали о наступлении нового месяца задолго до праздника.

Позже из-за деятельности секты «миним» (некоторые полагают, что это были ранние христиане), которые, стремясь внести путаницу, начали специально зажигать факелы не в те дни, мудрецы были вынуждены вернуться к более «примитивному» способу оповещения — с помощью гонцов.

Гонцы достаточно быстро добирались до самых окраин Земли Израиля, по крайне мере, задолго до начала праздников, например, Песаха (15 числа) или Суккота (15 числа). Поэтому люди, жившие в Эрэц-Исраэль, всегда знали, от какого дня отсчитывать пятнадцать дней до праздника. Но евреи диаспоры, например, Вавилонии, могли получить известие о начале месяца уже после начала праздника, поэтому они были вынуждены праздновать любой Йом Тов два дня, «на всякий случай», поскольку месяц мог быть как полным, так и не полным. Позже двухдневное празднование в диаспоре было введено как закон, таково постановление мудрецов, действующее и сегодня.

Оповещение о начале Рош а-Шана

Рош а-Шана отличается от всех остальных праздников: это единственный праздник, который выпадает на первое число месяца, а не на десятое (как, например, Йом-Кипур) или на пятнадцатое (как Песах или Суккот). Иными словами, начало праздника напрямую зависело от того, появилась Луна на небе или нет. Поэтому все время, пока не пришли свидетели, невозможно было знать, является 30-ое число новомесячьем или же новомесячье переносится на следующий день.

Кроме того, свидетели могли прийти к концу тридцатого дня, перед самым заходом Солнца, и тогда получилось бы, что уже прошедший день и был собственно Рош а-Шана! Поэтому все евреи начинали праздновать Рош а-Шана уже тридцатого числа с вечера «на всякий случай». Соответственно, в те годы, когда свидетели не приходили тридцатого числа вообще, получалось, что все евреи, включая жителей Эрэц-Исраэль и даже Иерусалима, праздновали Рош а-Шана два дня. Первый — «из опасения», а второй — потому, что это и был Рош а-Шана. (Это происходило только в те годы, когда по расчету Сангедрина месяц должен был появиться тридцатого числа, но никто по каким-то причинам не видел Луну).

Но и в те годы, когда свидетели приходили тридцатого числа, большинство евреев Страны все равно праздновали Рош а-Шана два дня, поскольку оповестить евреев, живших за пределами Иерусалима, о том, что следующий день праздновать не нужно, не было никакой возможности. Ведь факелы зажигать в праздник запрещено, а гонцы не могли выходить из города на расстояние более одного километра из-за запрета «тхумин». Чтобы не было путаницы, мудрецы (или ранние пророки) приняли решение: необходимо установить для всех евреев двухдневное празднование Рош а-Шана при любых условиях. Это постановление остается в силе и сейчас.

Глубинная причина двухдневного празднования Рош а-Шана

Как известно, каждое постановление мудрецов, кроме видимых причин, имеет и скрытые и даже мистические причины.

О таком смысле двухдневного празднования Рош а-Шана говорится в каббалистической книге Зоар. Там сказано, что на самом деле Небесный Суд в Рош а-Шана длится два дня. В первый день идет «тяжкий суд», а во второй — так называемый «лёгкий суд». На тяжком суде каждого судят персонально: какие заповеди исполнил, какие нарушил. А во второй день его судят как члена общества. В таком формате оценивают в первую очередь его участие в жизни окружающих, какую пользу он несет другим, насколько стремится помочь.

В священных книгах сказано, что в рамках легкого суда, даже если человек по своим делам не заслуживает оправдания, его все-таки оправдывают — как часть общины. Поэтому, чтобы удостоится оправдательного приговора в Рош а-Шана, стоит найти какое-то полезное дело, которое связывало бы нас с обществом, и тогда «общими силами» есть шанс пройти Небесный Суд наилучшим образом.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше