Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как реагировать на критику и совладать с плохим начальником?

Темы: Теилим, Молитва, Тора и бизнес, Работа, Критика, Рав Ашер Кушнир, Самоконтроль, Самообладание

Отложить Отложено

Здравствуйте. Спасибо вашему сайту, многое почерпнула и всё больше стараюсь жить по Торе. Не знаю, по адресу ли это, но у меня есть бытовой вопрос. Я очень страдаю от плохого отношения начальника. Это на личном уровне, то есть он признает, что я хороший специалист, но все время придирается, критикует, кричит, грубит. Я не жду справедливости в этом мире, но это очень мешает мне жить. А главное, это мешает моей семье, потому что я все время в напряжении и страхе перед ним. Посоветуйте — что делать? Есть ли особые молитвы, чтобы помочь в такой ситуации? К.

Отвечает рав Ашер Кушнир

Уважаемая К.!

Вы на самом деле поднимаете очень важный вопрос, который можно расширить: как следует относиться к критике по Торе?

Наши мудрецы указывают такой путь:

  1. Прислушаться к критике и автоматически принять её как оправданную.
  2. Только после этого оценить её заново. Может быть, она была и неоправданной.
  3. Теперь появилась возможность объективной оценки. Если критика оправдана, то надо исправиться, а если не оправдана, это даст нам уверенность, что мы поступаем правильно, а критика исходит от человека, с мнением которого можно не считаться.

Теперь несложно понять, что предпринять в Вашей ситуации. Отнестись к критике, по сути, хладнокровно. Если она оправданная, даже если высказана в грубой форме, — исправиться. Если критика неуместная, значит, она исходит от человека не самой высокой культуры, мнение которого мало что должно изменить в Вашей душе.

Заняться перевоспитанием грубияна-начальника явно Вам не под силу и, скорее всего, даже в теории невозможно. Значит, для пользы дела можно его условно принимать за полоумного. Будут ли вас задевать придирки и грубость такого человека? Надеюсь, что нет, разве что в сердце пробудится чувство жалости. Так и надо видеть своего начальника — как человека безвольного, неспособного контролировать свое поведение, быть сдержанным, то есть, «больного», на которого не обижаются. Как говорят, «ну что с него возьмёшь»…

Вместе с этим, стоит взглянуть на описываемую ситуацию и с другого ракурса.

Может быть, на самом деле проблема не столько в грубости начальника, сколько в болезненном восприятии критики у подчинённого — до такой степени, что мешает ему жить? И тогда, Ваш «бытовой» вопрос на самом деле касается тонкостей человеческих качеств.

С детства человек несёт в себе эгоцентричное восприятие мира, то есть полагает, что всё происходящее вокруг имеет отношения к нему. Подрастая, постепенно выясняет, что мир вокруг него не вертится и таких «центров мира», как он сам, столько же, сколько людей в мире. Со временем, взрослея, может ещё больше убедиться, что на самом деле никто им не интересуется.

Не всегда удаётся вовремя избавиться от этого восприятия мира. И тогда человек взрослый станет неадекватно воспринимать происходящее, полагая, что окружающие что-то против него затеяли, что-то от него скрывают, говорят о нём, хотя, на самом деле, никому до него дела нет и все попросту заняты собой. К примеру, муж вернётся домой сердитый из-за ссоры на работе, а жена воспримет это как его нежелание примириться из-за вчерашней ссоры с ней.

Может, стоит взглянуть на ситуацию и с этой стороны. Скорее всего, Ваш начальник так грубо относится ко всем, а заодно и к Вам. То есть, лично против Вас ничего не имеет…

Осознание того, что у нас может быть повышенное эгоцентрическое восприятие, может помочь нам начать избавляться от излишней болезненной чувствительности.

Но есть ещё один аспект этой проблемы.

На первый взгляд, каждый человек хочет и даже должен защитить своё достоинство. Никто не любит, когда на него повышают голос, грубят, критикуют. Но должно ли это «мешать жить», вызывать «напряжение и страх», доставлять «страдание»?!

А что страдает?

«Я» — эго человека.

Если это эго нормальных «размеров», то критика должна быть неприятна. Но если оно немного распухшее (это может выражаться и в низкой самооценке), то это уже принесёт страдание. Эго ещё больше — будет мешать жить. Ещё больше — захочется с жизнью расстаться…

Поэтому желательно начать изучать книги по этике, развивающие скромность и смирение с одной стороны, а с другой, заняться самосознанием, то есть реальной оценкой своей личности, которая и позволит укрепить своё «я», избавляя его от «опухоли».

Что же касается молитвы, то, конечно же, все усилия должны ею быть подкреплены. И Тэилим — псалмы царя Давида, который большую часть жизни страдал от преследований, могут помочь.

Всех Вам благ.

С уважением, Ашер Кушнир

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).