Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Критика

Готового принимать критику царь Шломо называет мудрецом. Он даже утверждает, что такой мудрец полюбит критикующего.

Оглавление

Подход к критике [↑]

Критика — оценочные замечания на ту или иную тему или в адрес того или иного человека — разными людьми воспринимается по-разному. Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. Критика конструктивная — то есть, не грубая, искренняя и призванная не оскорбить или уязвить, а действительно улучшить ситуацию — конечно, такая критика воспринимается легче. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. В Торе (Ваикра 19:17) зафиксирована формулировка «…увещевай, увещевай ближнего твоего, и не понесешь за него греха». Если понимать текст по-простому: следует упрекать ближнего, не допуская, чтобы он согрешил. А многие мудрецы, комментируя этот постулат, выдвигают определенные требования к критике: нельзя критикой обидеть кого-то, нельзя критиковать так, чтобы еще больше усугубить положение или отдалить человека от истины. Не критиковать, если заранее известно, что это не приведет к позитивным последствиям. И еще — не критиковать «за глаза» — такая критика, как правило, не призвана исправить ситуацию, и очень часто подпадает под запрет злословия — лашон а-ра

Добавим, что «добрый взгляд», умение заметить хорошее в другом человеке и в ситуации – воспринимается как признак хороших качеств, в отличии от привычки постоянно выискивать недостатки в другом человеке и безостановочно отпускать критические замечания. Но, как мы сказали выше, духовный рост человека зачастую зависит от того, насколько точно им определены недостатки в себе самом.

Восприятие критики [↑]

Каждый нормальный человек стремится к совершенству. Кроме того, ему важно, чтобы его окружение тоже считало его совершенным. Его желание выглядеть безупречным распространяется на многие сферы: личность и качества характера, телосложение и внешний вид. Человек обращает большое внимание на свой внешний вид, и поэтому он останавливается у зеркала — последняя проверка перед тем, как выйти из дома, чтобы посмотреть, есть ли на лице или на одежде что-то требующее вмешательства.

Каждый человек, который идет по улице и ищет определенный адрес, будет благодарен тому, кто укажет ему, что он идет в обратную сторону, и искомый дом находится в противоположном направлении. Точно так же, человек обычно благодарен тому, кто выпрямит его смятый воротничок, спрятавшийся от его взгляда.

Но вот что удивительно: как раз критика в намного более важных и возвышенных областях, связанных с личностью и ценностями человека, сталкивается с сильным противодействием, с блокировкой и ограниченным восприятием. А иногда критикуемый даже начинает ненавидеть критика, как сказал царь Шломо «Не укоряй насмешника, чтобы он не возненавидел тебя» (Мишлей 9:8).

Мало тех, кто способен принимать критику с любовью в той же мере, как они радуются, получая комплимент или подарок, хотя самый большой дар, который можно сделать человеку, — это развитие его личности.

Человека, готового принимать критику, царь Шломо называет «мудрецом». Он даже утверждает, что такой мудрец полюбит критикующего — ведь тот способствовал его совершенствованию, как сказано в Притчах Шломо (Мишлей) в продолжение стиха: «…укоряй мудреца, и полюбит тебя».

И здесь мы должны подчеркнуть: несмотря на всю важность конструктивной критики, которая помогает продвигаться вперед, правильно критиковать — это целое учение.

Основы критики [↑]

Далее мы рассмотрим основы и принципы учения критики.

Уже мудрецы Талмуда, в свое время, отмечали связанные с критикой проблемы. «Сказал раби Элазар бен Азария: Удивлюсь я, если найдется в этом поколении тот, кто умеет критиковать».

Раши объясняет: «Тот, кто умеет критиковать уважительно, чтобы лицо его (критикуемого) не изменилось».

Маараль объясняет недостаток квалифицированных критиков тем, что для критики необходима очень большая мудрость: «Чтобы критикуемый принял слова критика… нужна великая мудрость. Необходимо говорить ему приятные и логичные слова, чтобы те вошли в его сердце» (Нетивот олам, Нетив атохеха).

Раши и Маараль, таким образом, объясняют, что имел в виду раби Элазар бен Азария. Речь идет не о практической сложности высказать товарищу резкие слова, или сделать ему замечание по поводу его неприемлемого поведения, а об умении построить конструктивную критику, которая принесет человеку пользу и улучшит его. Именно это заповедала нам Тора в словах «укоряй твоего ближнего» (Ваикра 19:17).

Выводить материалы