Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Больше всего следует заботиться о бедном мудреце, и надо давать ему столько, сколько ему подобает согласно требованию почитания его.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Тема

Критика

Готового принимать критику царь Шломо называет мудрецом. Он даже утверждает, что такой мудрец полюбит критикующего.

Оглавление

Подход к критике [↑]

Критика — оценочные замечания на ту или иную тему или в адрес того или иного человека — разными людьми воспринимается по-разному. Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. Критика конструктивная — то есть, не грубая, искренняя и призванная не оскорбить или уязвить, а действительно улучшить ситуацию — конечно, такая критика воспринимается легче. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. В Торе (Ваикра 19:17) зафиксирована формулировка «…увещевай, увещевай ближнего твоего, и не понесешь за него греха». Если понимать текст по-простому: следует упрекать ближнего, не допуская, чтобы он согрешил. А многие мудрецы, комментируя этот постулат, выдвигают определенные требования к критике: нельзя критикой обидеть кого-то, нельзя критиковать так, чтобы еще больше усугубить положение или отдалить человека от истины. Не критиковать, если заранее известно, что это не приведет к позитивным последствиям. И еще — не критиковать «за глаза» — такая критика, как правило, не призвана исправить ситуацию, и очень часто подпадает под запрет злословия — лашон а-ра

Добавим, что «добрый взгляд», умение заметить хорошее в другом человеке и в ситуации – воспринимается как признак хороших качеств, в отличии от привычки постоянно выискивать недостатки в другом человеке и безостановочно отпускать критические замечания. Но, как мы сказали выше, духовный рост человека зачастую зависит от того, насколько точно им определены недостатки в себе самом.

Восприятие критики [↑]

Каждый нормальный человек стремится к совершенству. Кроме того, ему важно, чтобы его окружение тоже считало его совершенным. Его желание выглядеть безупречным распространяется на многие сферы: личность и качества характера, телосложение и внешний вид. Человек обращает большое внимание на свой внешний вид, и поэтому он останавливается у зеркала — последняя проверка перед тем, как выйти из дома, чтобы посмотреть, есть ли на лице или на одежде что-то требующее вмешательства.

Каждый человек, который идет по улице и ищет определенный адрес, будет благодарен тому, кто укажет ему, что он идет в обратную сторону, и искомый дом находится в противоположном направлении. Точно так же, человек обычно благодарен тому, кто выпрямит его смятый воротничок, спрятавшийся от его взгляда.

Но вот что удивительно: как раз критика в намного более важных и возвышенных областях, связанных с личностью и ценностями человека, сталкивается с сильным противодействием, с блокировкой и ограниченным восприятием. А иногда критикуемый даже начинает ненавидеть критика, как сказал царь Шломо «Не укоряй насмешника, чтобы он не возненавидел тебя» (Мишлей 9:8).

Мало тех, кто способен принимать критику с любовью в той же мере, как они радуются, получая комплимент или подарок, хотя самый большой дар, который можно сделать человеку, — это развитие его личности.

Человека, готового принимать критику, царь Шломо называет «мудрецом». Он даже утверждает, что такой мудрец полюбит критикующего — ведь тот способствовал его совершенствованию, как сказано в Притчах Шломо (Мишлей) в продолжение стиха: «…укоряй мудреца, и полюбит тебя».

И здесь мы должны подчеркнуть: несмотря на всю важность конструктивной критики, которая помогает продвигаться вперед, правильно критиковать — это целое учение.

Основы критики [↑]

Далее мы рассмотрим основы и принципы учения критики.

Уже мудрецы Талмуда, в свое время, отмечали связанные с критикой проблемы. «Сказал раби Элазар бен Азария: Удивлюсь я, если найдется в этом поколении тот, кто умеет критиковать».

Раши объясняет: «Тот, кто умеет критиковать уважительно, чтобы лицо его (критикуемого) не изменилось».

Маараль объясняет недостаток квалифицированных критиков тем, что для критики необходима очень большая мудрость: «Чтобы критикуемый принял слова критика… нужна великая мудрость. Необходимо говорить ему приятные и логичные слова, чтобы те вошли в его сердце» (Нетивот олам, Нетив атохеха).

Раши и Маараль, таким образом, объясняют, что имел в виду раби Элазар бен Азария. Речь идет не о практической сложности высказать товарищу резкие слова, или сделать ему замечание по поводу его неприемлемого поведения, а об умении построить конструктивную критику, которая принесет человеку пользу и улучшит его. Именно это заповедала нам Тора в словах «укоряй твоего ближнего» (Ваикра 19:17).

Выводить материалы