Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Почему пальцы похожи на колышки? Чтобы человек, услышав что-то недостойное, заткнул бы ими уши»Талмуд Ктубот 5

Избавиться от "клейма". Лабораторная работа.

23 июня 2011, 04:28

Отложить Отложено

Продолжение.

 Иногда «клеймо» прилепает очень быстро.  Например, дочка жалуется маме, что упала и ударилась. Старший брат комментирует: «Она такая «принцесса на горошине», все время жалуется. Мама, которая как раз «не в духе» с ним соглашается, и папа добавляет что-то о том, как важно воспитывать стойкость характера. Вот вам и пожалуйста. Утром эта девочка была еще обычным ребенком, а сейчас уже стала дипломированной «принцессой на горошине»: в глазах домочадцев она: избалованная и вечно жалующаяся. Помещается в соответствующей «ячейке» с надлежащим «ярлычком».

 - Всё это правильно, - сказала мама, которая жаловалась на дочку-неряху, - но что мне с ней делать?

 Я люблю конкретные вопросы и конкретные ответы.

 

 - Правило первое:

 это - наблюдать за поведением ребёнка, отмечать и хвалить даже незначительные поступки желаемого направления. Ребёнку-зануде скажем: «Молодец, ты попросил вежливо и спокойно», «капушу» похвалим, когда однажды он быстро собрался.

 Я почувствовала, как по слушателям пролетел тяжелый вздох, и одна мама выразила общее настроение такими словами:

- Говорить хорошо, а «наблюдать за поведением ребёнка»… Это нереально…

 - Кто из вас готовил молочные, творожные торты на праздник Шавуот? - спросила я.  Несколько женщин признались, что были причастны к этому делу.

- Я тоже решила испечь молочный торт «Наполеон» с заварным кремом. Точно сейчас рецепт не припомню, но там надо было разогреть, смешать, влить,  отдельно взбить,  масло вбить!, и смотрю я на это дело и думаю: нужна была вся эта возня? Взять молоко и инстант пудинг – и дело с концом!

- Ха! – сказали женщины, - разве это можно сравнить? Настоящий заварной крем и готовый порошок!

- Ну, - ответила я, - чем ребенок хуже заварного крема? Поэтому отмечаем его поведение.

- Уж придется постараться, - сказала одна мама.

- Стараемся по пунктам   

Правило второе:

 Пусть он «случайно» услышит, как вы хвалите то поведение, которое хотели бы всё время у него видеть. По телефону бабушке, встретив подругу по дороге в супермаркет, вечером папе и т.д. Дети любят прислушиваться к разговорам взрослых (по себе помню), а мы так или иначе про них разговариваем, но вместо: «все нервы мне истрепал», сказать: «Целых десять минут читал брату книжку» или «сам надел носки и сандалии».

В моём рассказе "Вырванные годы" (ссылка под названием этого блога) мама жалуется подруге по телефону, что дочка ей делает "вырванные годы".

 

 Правило третье

 Ставить ребёнка в ситуации, когда он сможет доказать своё умение.

 - Чтобы она мне всё разлила и рассыпала? – спросила одна из мам.

- Я знала одну женщину, - ответила я, - которая будучи женой и мамой никогда не готовила еду. Либо покупала готовую, либо муж что-то стряпал. Мы с ней однажды разговорились. «Моя мама, - рассказала она, - всегда говорила мне: «Ты – на кухню даже близко не подходи!». Это я слышала с детства и очень хорошо усвоила. С тех пор я на кухню боюсь заходить…».

 - Ой, - испуганно воскликнула одна из женщин, - мне кажется, я поняла, что произошло с моим сыном. Я так боялась, чтобы он ненароком не навредил маленькому, что всё время отталкивала его от малыша и теперь он боится к нему даже подойти… 

 Девочке, у которой всё валится из рук, можно поручить размешать салат, мальчику – растяпе дать два шекеля – отнести соседке, агрессивного «разбойника» попросить дать малышу игрушку.   

 

Прпвило четвёртое

 Быть  «добрым волшебником» наших детей.

 - Это мне нравится, - улыбнулась мама, которая жаловалась на мальчика-капушу, - так приятно быть волшебником. Но как?

- Хранить в памяти и рассказывать детям те эпизоды из их раннего детства, которые помогут им поверить в свои возможности. Дети страшно любят, когда рассказывают про то, как они были маленькие.

Пример. «Учительница сказала, я – неряха и даже клеить не умею», - жалуется мальчик. А мама ему отвечает: «В детском саду твои работы всегда висели на стенде, как пример для всей группы, как надо аккуратно и красиво работать».

Или: «девочки во дворе сказали, что я не умею прыгать в скакалочку», - рассказывает девочка. А мама ей говорит: «Они просто не видели тебя маленькую! Ты научилась ходить и бегать первая среди детей твоего возраста. И бесстрашно высоко залезала!».

 

Правило пятое:

 Быть самим примером того поведения, которое мы хотим привить нашим детям.

 «Я бы с гораздо большим удовольствием пошла читать книжку, - говорит мама, - но надо мыть посуду».

- У кого есть еще примеры? – спросила я.

Примеров было много: большинство про помощь по уборке дома и про поведение, когда мы сердиты и т д.

 

Правило шестое:

 Когда ребёнок ведёт себя согласно тому «клейму», что пристало к нему, сказать ему простым и ясным способом, что вам такое поведение не нравится, и вы ожидаете от него другой формы поведения.

 «Я расстроена, что ты забыла куртку. Я ожидаю от тебя следить за своими вещами».

«Хотя ты ненавидишь проигрывать, я ожидаю от тебя спокойной реакции на проигрыш».

 - А теперь, - сказала я, - сделаем упражнение по практическому использованию этих правил.

 Сначала мы взяли «теоретических детей» (предложенные мной примеры) и по порядку вывели линию поведения: как помочь им избавиться от «клейма». Потом каждая из мам, выбрала то поведение ребёнка, которое ее раздражало и, используя правила, которые мы обсуждали на занятии, придумала и записала то, что она скажет своему ребёнку, поверив в него и в себя, в свою способность помочь ему расти.

 

 

Теги: Дети, Воспитание, Садна