Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек рассказывает вещи, которые, получив огласку, могут причинить физический или моральный ущерб его ближнему, или просто причинить ему неудобство, или напугать его — это злословие»Рамбам, Законы Деот, глава 7, закон 5

Отличные люди

Отложить Отложено

Заявление))

Пишу по горячему. Ровно три года, три месяца и три дня назад ряд людей (числом поболе, чем несколько) написали мне в сугубо личных сообщениях, что, дескать, извините, рав П., но не можем молчать. После чего позволили себе острую и даже колющую критику в адрес моего рассказа под названием "Рав Койфман ворует саквояж".

Рассказ мне нравится, но критикам он по душе не пришелся[1]. Бывает.

Так вот, уполномочиваю себя заявить, что все упомянутые критики – очень хорошие люди, потому что сделали это с хорошими побуждениями. И я им за это благодарен.

Общее правило звучит так. Запрещаю себе критиковать других, даже если у меня хорошие побуждения[2]. Позволяю другим критиковать меня, даже если у них плохие побуждения. А уж если делают это с хорошими побуждениями – то они праведники! [Использование в правиле формы глагола в первом лице не связано со мной лично.]))

 


 

[1] Привожу отрывок из переписки с друзьями. Мне пишут:

Я никого не хочу обидеть, но мне этот рассказ показался очень странным. Во-первых, чемодан, крутящийся на ленте – это не потерянная вещь, он же не на дороге валяется. Скорее всего, его хозяин задержался на паспортном контроле и сейчас прибежит за своим чемоданом. Но даже если не прибежит, в аэропорту есть служащие, которые этими вопросами занимаются, они бы сами отнесли чемодан в специальное помещение и сообщили об этом пассажиру (это я точно знаю, потому что со мной однажды был аналогичный случай – правда, в России, но в Америке тем более). Забирая чемодан с ленты, рав сильно усложнил дело. А увезя к себе домой, заставил хозяина зря тратить нервы, время и деньги на дорогу. 
Но если ему всё же так захотелось пристроить чемодан (допустим, он побоялся, что иначе кто-нибудь его присвоит), почему он не обратился к служащим, чтобы его отнесли в бюро находок? Да разве можно вообще трогать чужие бесхозные вещи в аэропорту? Это же "хефец хашуд", элементарная техника безопасности, нынче даже дети знают, что так делать нельзя! 
Но больше всего меня задело вот это: "Наконец прибыл его чемодан, рав поставил его на тележку и, забыв про саквояж, двинулся к выходу". То есть уважаемый рав начинает было делать мицву "ашават аведа", но вдруг в процессе забывает об этом и кидает чужую вещь просто посреди улицы – то есть в гораздо худшем месте, чем то, где она лежала раньше. И речь идёт не о персонаже Маршака с улицы Бассейной, а о раве, для которого это просто преступление! А если бы он об чемодан не споткнулся? В лучшем случае, его бы объявили "хефец хашудом" и переполошили бы всех пассажиров (наверняка всех бы выгнали из зала, люди потеряли бы время по вине уважаемого рава). В худшем, его бы кто-нибудь присвоил (с ленты чужую вещь вряд ли бы взяли, а раз просто валяется – почему бы не прикарманить).

 

[2] Есть в этом пункте исключения. Одно из них: если автор хочет услышать мою критику – выскажу ему свое мнение, если уверен стопроцентно, что не обижу. Ну и при этом – если не без оснований считаю, что являюсь специалистом в данной области. Впрочем, даже тогда первым делом ищу повод похвалить, а не поругать. (Но если такова моя работа, то делать нечего, придется указать на ошибки – коли я литературный критик; доцент, принимающий экзамен; член приемной комиссии на сдаче многоквартирного дома и пр.).

Теги: Мусар, Занудство