Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Боль бывает только общая

20 декабря 2013, 13:54

Отложить Отложено

Близко знаком с прямыми потомками великого Иерусалимского праведника, раби Арье Левина. Известно, что к нему приходило с жалобами и бедами множество народу. Он всем говорил, что, если они считают его большим цадиком, то в Иерусалиме есть цадики и повыше его уровнем. И никакой он не мудрец, потому что в Иерусалиме есть много великих мудрецов. И не очень он разбирается в разных вопросах, есть специалисты познаменитей. Но к нему шли толпы – и он умел их утешить.

Почему?

Потому что чувствовал их боль. И переживал их переживания. Плакал с ними – и это им помогало.

Людям нужно сочувствие – и это иногда практически единственное действенное утешение в беде.

Но самое последнее дело – стать в позу обвинителя и заявить, что сами во всем виноваты. Нет ничего страшнее такой позы.

**

В предыдущем посте написал, как человек на фразу,  что с нашим народом происходит нечто экстраординарное, скептически заявил: "Неужели евреи перестали грешить?"

Он как бы не вместе с остальными евреями. Он как бы выше их. Не грешит вместе со всеми. У всех – их грехи, у него – свои, личные, отдельные, приватизированные.

А ведь на самом деле ничего личного у нас не бывает. Это не коммунизм, такова правда еврейского существования (хотя сама идея, извините, коммунизма вышла из той же правды).

Когда народ в беде (а это настоящая беда – если многие грешат), ему надо помочь – а не обличать: дескать, по своей вине евреи получают.

Общее правило (пишу для экономии своего места и вашего времени):

По завершении жизни, кроме вопроса "сколько выучил Торы?", с каждого будет спрошено: "Упал ли ты вместе со всеми?" Т.е., как ты вел себя в момент общего упадка нравов?

И тогда, если все упали и он вместе с ними, должен ответить только за себя: "я упал". А если все упали, а он не упал, должен ответить: "мы упали".

Чего уж проще!

Об этом сказано (Шмот 2:11): "И вырос Моше, и вышел к своим братьям, и увидел, что они страдают".

 

**

В книге Шофтим (гл. 6) читаем про судью Гидеона. К нему с приветствием обратился ангел. На что Гидеон высказал в адрес ангела свою претензию. Краткое содержание такое: нам постоянно рассказывают, что Всевышний вывел евреев из Египта, несмотря на то что они опустились практически на самую низкую точку падения. Ниже некуда, а значит, наш уровень явно не такой. Тогда почему Он не спасает нас из рук мидиян?

Тем самым Гидеон оправдал евреев: не так уж и низко их падение. Это называется добрый взгляд (עין טובה). Гидеон искал и нашел повод для спасения евреев.

А вот сказать: наше поколение настолько плохо, что не заслуживает прихода Машиаха, – это называется, уж извините, плохим взглядом (עין רעה).

Всевышний услышал Гидеона, и Сам, без посредства ангела, сообщил ему, что Он посылает его народным спасителем. Т.е. Творец искал в народе именно такого защитника – и нашел единственного. Но и его хватило!

**

Евреи не грешат. Грешу пока только я.((

Об этом уже рассказывалось в прямом эфире.

Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел