Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как можно назвать внебрачные отношения Рувима с Валлой — изнасилованием? Прелюбодеянием?

28 ноября, темы: Реувен, Прелюбодеяние, Яаков, Разврат, Тора, Блудницы в Танахе, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Уважаемый Раввин. Как этот момент можно назвать? Изнасилование? Прелюбодеяние? Внебрачные отношения Рувима (Реувена) с Валлой (Билхой) в этом месте были по обоюдному согласию из-за того, что эта женщина испытывала острую нехватку сексуальных отношений? Или это было желание досадить Отцу Иакову?! Тора, 1-я Книга 35: 22: Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль. N.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый N.!

Спасибо за Ваш вопрос, Вы желаете прояснить весьма деликатный момент; заодно попытаемся на этом примере понять, как изучать Писание. Итак, как можно назвать внебрачные отношения Рувима с Валлой — изнасилованием? Прелюбодеянием?

Для начала рассмотрим более точный и полный перевод приведенного Вами стиха:

«И было, когда Исраэль проживал на той земле: пошел Реувен и лег с Билхой, наложницей отца своего, и услышал Исраэль; и было всех сыновей Яакова двенадцать».

Речь идет о событии, которое произошло в семье Яакова, он же Исраэль, по пути в Ханаан, будущую Землю Израиля. Для тех, кто неточно помнит предысторию, вкратце повторим. Яаков прибыл к своему дяде Лавану, с одной стороны, спасаясь от мести Эсава, у которого «отнял» отцовское благословение, а с другой, в поисках невесты. Они с Лаваном договорились: Яаков будет работать на него семь лет, за что получит в жены дочь Лавана Рахель — с ней Яаков уже успел познакомиться по дороге в дом дяди. Лаван же обманом вынудил его жениться на Лее, своей старшей дочери, и Яакову пришлось работать еще семь лет, чтобы получить и Рахель. Лаван дал дочерям двух служанок — двух других своих дочерей, очевидно, рожденных от наложниц. Это было частью обмана: ту служанку, что была моложе, Лаван приставил к Лее, чтобы Яаков думал, что она служанка Рахели, младшей дочери. Старшую служанку, отданную Рахели, звали Билха. Впоследствии по некоторым причинам и Лея, и Рахель отдали своих служанок также в жены Яакову. И хотя Яаков переносил свое ложе из шатра одной жены в шатер другой, все же всем было известно, что главной для него является Рахель.

После окончания срока работы за Рахель Яаков проработал у Лавана еще шесть лет, чтобы обеспечить семью, которая стремительно разрасталась, и Всевышний помог ему весьма преуспеть в этом. По истечении двадцати лет жизни у Лавана Яаков с семьей отправляется домой, к отцу. В дороге Рахель умирает при родах. Она родила Биньямина — самого младшего из будущих родоначальников колен Израиля.

Событие, о котором Вы спрашиваете, произошло вскоре после ее смерти. Вернемся теперь к лаконичному, но, казалось бы, не оставляющему сомнений, описанию поступка Реувена.

Если кто-нибудь из комментаторов и толкует эти слова буквально, я не знаю, как можно объяснить такой поступок[1]. Ваши вопросы в этом случае справедливы, и непонятно, как жизнь Реувена могла остаться прежней — никакого суда, ничего… вспомним, когда Тамар была заподозрена в измене всего-навсего несостоявшемуся еще мужу, которого должна была ждать — как брата умершего мужа, ее чуть не сожгли (или чуть не клеймили, согласно некоторым объяснениям). А здесь — ничего, кроме лишения права получить двойной надел в Земле Израиля в будущем, о чем косвенно упомянуто в главе «Вайехи». Здесь же Тора, только завершив описание события, тут же упоминает о том, что у Яакова было 12 сыновей (а ведь нам это прекрасно известно), как будто специально подчеркивая, что за свой проступок Реувен не был изгнан из семьи, остался одним из будущих основателей колен Израиля. О служанке, которая на самом деле уже имела статус жены, вообще не сказано ни слова.

Это приводит нас к выводу, что написанное следует понимать иносказательно. И это не голословный подход, ведь известны примеры, когда Писание намеренно «преувеличивает», по видимости, прегрешение отдельного человека или целого народа, подразумевая, что, когда народ или человек достигает высокого духовного уровня, такое прегрешение для него уже недопустимо, ужасно. Устная Тора подтверждает наш вывод (см. Шабат 45 б, например) и так объясняет поступок Реувена: он был возмущен тем, что отец после смерти Рахели (с первенством которой смирились все[2], ведь Яаков сватался именно к ней) перенес свою постель к ее бывшей служанке, к Билхе. Если Рахель была первой женой отца, рассудил Реувен, то моя мать, Лея, уж точно не менее, чем вторая. Поэтому теперь главной женой отца должна стать она. И, недолго думая, забрал ложе отца из шатра Билхи и перенес его в шатер Леи.

Тора же расценила подобное вмешательство в личную жизнь отца как более чем непозволительное: для праведника уровня Реувена такой поступок — как для обычного человека прелюбодеяние с наложницей отца. На самом деле Реувен не мог понять, что, перенося свое ложе из одного шатра в другой (не только в тот раз, но и всегда), Яаков руководствовался не личными привязанностями, а духовным постижением (руах а-кодеш), с кем из жен ему лучше сейчас быть. Похоронен он был в конце концов в одной усыпальнице именно с Леей…

С уважением, Овадья Климовский

 


[1] Я нашел только два таких комментария: раби Давид Кимхи пишет, что Реувен сделал это, так как считал, что Билха не является женой отца, и у него был расчет, согласно которому она не запрещена ему. А Рабейну Ашер пишет, что, скорее всего, Реувен просто лег на кровать Билхи, чтобы Яаков больше не ложился туда из-за позора. Очевидно, мотивы его были согласно этому объяснению те же, о которых говорят большинство классических комментариев, мы приводим их ниже. Возможно, есть и еще, но мы стараемся придерживаться слов мудрецов.

[2] Даже потомки Леи, предводители народа из колена Йеуды, признавали ее первенство по отношению к Лее, это понятно, например, из благословения, которое старейшины Иудеи дали Боазу и Рут, когда те поженились. В этом благословении Рахель была упомянута перед Леей, хотя была младше сестры, а Писание внимательно относится к таким моментам: «Да уподобит Г-сподь жену, входящую в дом твой, Рахели и Лее, которые вдвоем построили дом Израиля…» (Рут 4:11).

 

Материалы по теме