Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Имя Реувен означает «Посмотрите — сын (רְאוּ בֵּן — реу бен)! Б-г подарил мне сына!» В возгласе Леи содержалось скрытое пророчество.

Поскольку праотец Яаков сурово наставлял своих сыновей и на протяжении всей жизни обучал их законам Б-га, среди них не было ни одного отступника, подобного Ишмаэлю или Эсаву. Более того, все сыновья Яакова стали такими же праведниками, как и он (Шмот раба 1:1). В псалме они названы «избранниками Творца» (ср. Теилим 105:6).

Но если так, то как же могли праведные сыновья Яакова продать в рабство своего младшего брата Йосефа?!

Братья Йосефа опасались, что он стремится захватить власть над семьей и лишить их права наследовать Святую Землю, — ведь из двух сыновей Авраама это право наследовал только Ицхак, а из двух сыновей Ицхака — только Яаков!

Но особенно братьев возмущало то, что Йосеф неверно истолковывал их поступки и жаловался на них отцу, утверждая, что они нарушают законы Б-га (Берешит 37:2, Раши и Сифтей хахамим).

И вот, в результате серьезного и всестороннего судебного разбирательства братья приговорили Йосефа к смертной казни как доносчика и лжесвидетеля. Но, поскольку среди них были и оправдывающие Йосефа, братья поместили его в глубокую яму, рассудив, что, если он невиновен, то будет спасен — пусть даже чудесным образом, а если виновен — то погибнет, но на их руках не будет крови (Кли якар, Берешит 42:22; Ор ахаим, Берешит 37:20; Хатам Софер, Торат Моше, Берешит 37:18). И в тот же день проходившие мимо купцы, вытащили Йосефа из ямы и увели в Египет, где продали в рабство.

А через тринадцать лет Йосеф стал правителем Египта — вторым лицом после фараона! И когда в годы голода братья пришли в эту страну за хлебом, Йосеф, проведя их через целый ряд испытаний, открылся им, объяснив: «А теперь не печальтесь и не корите себя — …ведь это Б-г послал меня перед вами для пропитания и спасения!» (Берешит 45:5). И он добавил: «Не вы послали меня сюда, но Б-г, и Он сделал меня наместником фараона и властителем над всем Египтом» (там же 45:8).

В соответствии с предопределением Творца народ Израиля должен был сформироваться именно в Египте. Поэтому приход Йосефа, а затем и всей семьи Яакова в эту страну был неизбежен. Таким образом, был осуществлен сокровенный замысел Б-га, который Он открыл еще праотцу Аврааму, заключив с ним союз на вечные времена: «Ты должен знать, что пришельцами будут твои потомки в чужой стране, и их поработят, и будут угнетать…» (Берешит 15:13). И продажа Йосефа в рабство стала первым звеном в цепи событий, приведших потомков Авраама в Египте (Берешит раба 84:13; Раши, Берешит 37:14).

Поселившись в Египте, сыновья праотца Яакова дали начало народу Израиля, состоящему из двенадцати отдельных родовых групп — «колен».

Реувен бен Яаков (ראובן; 2192—2317 гг. /1568—1443 гг. до н.э./) — старший сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 14 кислева 2192 года /1568 до н.э./, когда его отцу Яакову было 84 года (Берешит 29:32; Ялкут Шимони 162; Седер олам зута 4:8, Седер зманим /6/; Седер адорот акацар). Как указывают знатоки сокровенного учения, этот первенец Яакова явился новым воплощение души (гилгуль) первого сына Адама (см.), Каина (Седер адорот).

После его появления на свет его мать Лея произнесла: «Б-г увидел мою печаль (רָאָה בְּעָנְיִי), и теперь мой муж полюбит меня» — и поэтому ребенка назвали именем Реувен (רְאוּבֵן) (Берешит 29:32). Это имя также запечатлело счастливый возглас Леи: «Посмотрите — сын (רְאוּ בֵּן — реу бен)! Б-г подарил мне сына!» (Пиркей дераби Элиэзер 36; Берешит раба 71:3, Рашаш). В этом, на первый взгляд, непроизвольном возгласе матери содержалось скрытое пророчество: «Посмотрите, мой сын не будет подобен сыну моего тестя (т.е. Эсаву), который по своей воле продал Яакову первородство, а затем возненавидел его за это! Но, когда в будущем Яаков лишит моего сына прав первенца, передав их Йосефу — сыну моей сестры Рахели, то Реувен не только не затаит зло на Йосефа, но и попытается выручить его из беды» (Брахот 7б, Раши).

В Харане родились десять братьев Реувена и сестра Дина (Берешит 29:33—30:24).

В 2205 году /1555 г. до н.э./, когда Реувену было тринадцать лет, семья возвратилась из Харана на родину Яакова, в страну Кнаан (Берешит 31:17—18). Полтора года они провели в районе Шхема (там же 33:18—19; Мегила 17а; Сефер аяшар), а затем, после кровавого конфликта из-за Дины (там же 34:1—26), семья переселилась южнее, в место, названное Бейт-Элем (там же 35:6—7).

А еще через полгода они отправились в Хеврон, где в течение долгих лет жили родители Яакова (Седер олам раба 2). По пути в Хеврон, 11 хешвана 2207 года /1554 г. до н.э./, умерла при родах Рахель, вторая жена Яакова (Берешит 35:16—19), — и спустя некоторое время после этого Яаков переместил свою постель в шатер служанки Рахели, Билы. Уязвленный Реувен самовольно перенес постель отца в жилище своей матери Леи, сказав: «Если прежде сестра моей матери была ее соперницей, то неужели теперь ее соперницей будет служанка сестры?!» (там же 35:21—22, Таргум Йонатан; Шабат 55б; Сефер аяшар, Ваишлах). За этот проступок Яаков лишил Реувена права первородства, которое перешло к Йосефу — первенцу от Рахели (см.) (I Диврей аямим 5:1; Сефер аяшар, Ваишлах; Маарша, Бава батра 123а; Седер адорот).

Вскоре семья достигла Хеврона, и здесь пятнадцатилетний Реувен впервые увидел своего праведного деда Ицхака (см.) (Берешит 35:27). В течение нескольких последующих лет Реувен изучал основы Б-жественной мудрости под руководством отца и деда (Шмот раба 1:1).

В тот же период Реувен и его братья часто уходили пасти стада на дальние пастбища — в том числе, и в район Шхема, где были обширные луга. В 2213 году /1547 г. до н.э./, во время одного из таких дальних переходов, Реувен принимал участие в вооруженном столкновении с войском семи кнаанских царей, которые попытались отомстить семье Яакова за гибель жителей Шхема, — это столкновение завершилось заключением мирного договора (Сефер аяшар, Ваишлах; Ялкут Шимони 133; Седер адорот).

В 2214 году /1546 г. до н.э./ в Хевроне умерла его мать Лея. Она была похоронена в семейной усыпальнице — пещере Махпела (Седер олам раба 2; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот).

В 2216 году /1544 г. до н.э./ Реувен и его братья вновь отправились пасти свои стада в район Шхема. И когда они поднялись на возвышенность у деревни Дотан, расположенной недалеко от этого города, то издали заметили, как к ним приближается младший брат Йосеф, который обычно оставался в Хевроне вместе с отцом (Берешит 37:12—18; Седер адорот). Теперь некоторые из братьев решили воспользоваться сложившейся ситуацией, чтобы покарать Йосефа за доносительство и наушничество — ведь, им казалось, будто он постоянно следит за ними и, извращая увиденное, клевещет на них отцу. Так, делая поспешные и ложные выводы из своих наблюдений, Йосеф обвинял их перед отцом в разврате и в употреблении в пищу мяса, отсеченного от живого животного (Раши и Сифтей хахамим, Берешит 37:2). И если бы проступки, в которых он ложно обвинял братьев, действительно были бы совершены, то за некоторые из них, согласно закону Торы, они подлежали бы смертной казни (Ор ахаим, Берешит 37:20).

И пока Йосеф приближался к холму и поднимался по крутому склону, братья устроили судебное разбирательство, на котором один из них предложил казнить доносчика (Берешит 37:19—20; Хатам Софер, Торат Моше, Берешит 37:18). Но Реувен решительно возразил: «Не делайте зла мальчику! Он еще слишком юн и не подлежит смертной казни! И, конечно, он не желал нашей смерти, как вам показалось» (Берешит 37:21, 42:22, Сефорно). А когда другие братья стали настаивать на смертной казни, Реувен все же попытался спасти Йосефа, сказав: «Не будем его убивать! Не проливайте кровь! Бросьте его в яму в этой пустыне, но не налагайте на него руки!» (Берешит 37:22). Братья поняли его так, будто и он согласен казнить Йосефа, но лишь предлагает такой способ казни, при котором на их руках не окажется крови брата (Пиркей дераби Элиэзер 38; Сефер аяшар, Вайешев). Однако, на самом деле, Реувен намеревался, улучив удобный момент, извлечь Йосефа из ямы и вернуть к отцу (Берешит 37:22; Макот 10а).

Реувен боялся, что отец обвинит в гибели Йосефа именно его — как старшего из братьев, который мог и должен был остановить остальных. А, кроме того, отец мог заподозрить его в том, что он воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы отомстить Йосефу за переданное тому право первенца (Берешит раба 94:15, Радаль).

И поскольку при судебном разбирательстве были те, кто оправдывал Йосефа, братья постановили поместить его в глубокую яму: если он невиновен, то спасется, а если виновен, то погибнет в пустыне (Хатам Софер, Торат Моше, Берешит 37:18). Как только Йосеф приблизился, они сорвали с него длинную полосатую рубашку, подаренную отцом, и, следуя совету Реувена, сбросили его в яму (Берешит 37:23—24; Пиркей дераби Элиэзер 38).

Завершив суд и приведя свой приговор в исполнение, они сели за трапезу (Берешит 37:25), а Реувен отошел подальше от них на склон одной из соседних гор, выжидая удобного момента для осуществления своего плана (Пиркей дераби Элиэзер 38). При виде беды, в которую попал Йосеф, его охватило глубокое раскаяние и стыд за проступок, совершенный им в юности по отношению к отцу и Биле, которая вырастила Йосефа. Реувен постился и молил Всевышнего о прощении: он надеялся, что, если ему удастся спасти Йосефа, то и отец простит ему прежний грех (Таргум Йонатан, Берешит 37:29, Перуш Йонатан; Берешит раба 84:19, Раши; 85:1, Зера Авраам).

Когда стемнело, Реувен вернулся к яме, и поскольку никого из братьев поблизости не оказалось, он решил, что подходящий момент настал. Он позвал: «Йосеф! Йосеф!» — но в яме никого не было. Он подумал, что Йосеф умер от страха или его ужалила ядовитая змея, — и братья извлекли его тело. Реувен в горе разорвал на себе одежды и, вернувшись, к братьям сказал: «В яме нет мальчика! Если Йосеф погиб, как я вернусь к отцу?!» (Берешит 37:29—30; Танхума, Вайешев 2; Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот).

И вдруг к нему пришла страшная догадка. «Вы убили Йосефа?! — закричал он. — Куда я теперь пойду?! Ведь отец спросит за него только с меня!» (Берешит 37:29—30; Пиркей дераби Элиэзер 38; Сефер аяшар, Вайешев). И тогда братья рассказали ему о том, как проходившие мимо купцы вытащили Йосефа из ямы и увели в рабство. «Что же вы наделали?! — с горечью спросил Реувен. — Ведь отец от горя сойдет в могилу!» В ответ братья сообщили, что они поклялись друг другу не открывать отцу правды о том, что на самом деле произошло, — и Реувен присоединился к их клятве (Пиркей дераби Элиэзер 38; Танхума, Вайешев 2; Сефер аяшар). На совместном совете они решили пропитать полосатую рубашку Йосефа кровью зарезанного козленка и отнести к отцу, сказав, что нашли рубашку в пустыне (Берешит 37:31—32). И хотя Реувену не удалось осуществить свой план и возвратить Йосефа к отцу, все же, избавив брата от немедленной казни, он тем самым исправил грех братоубийства, совершенный первым сыном Адама — Каином.

Вскоре после этих событий Реувен женился на Эльйорам, дочери кнаанца Ави (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот), и у них родилось четыре сына, названные Ханох, Палу, Хецрон и Карми (Берешит 46:9; Сефер аяшар).

В 2228 году /1532 до н.э./, когда Реувену было 36 лет, завершил жизненный путь его дед, праотец Ицхак. Его погребли в семейной усыпальнице — пещере Махпела (Берешит 35:28—29; Эрувин 53а; Седер адорот).

В 2236 году /1524 г. до н.э./ в земле Кнаан начался голод, вызванный засухой и неурожаем (Берешит 41:54; Седер адорот). И тогда десять братьев во главе с Реувеном отправились в Египет, где по слухам еще можно было закупить зерно (Берешит 42:1—4). По пути они решили во что бы то ни стало разыскать Йосефа и выкупить его из рабства, а если потребуется, то и освободить его силой. Братья вошли в столицу Египта через десять разных ворот, с десяти различных сторон, и в течение трех дней продолжали поиски. А на третий день, когда они сошлись вместе, их схватили стражники и привели во дворец правителя страны Цофнат Панеаха. Правитель обвинил их в том, что они соглядатаи, засланные из Кнаана, чтобы выведать уязвимые места в египетской обороне. На допросе им пришлось подробно рассказать о себе, сообщив, что они оставили в стране Кнаан старого отца и младшего брата Биньямина (см.). И тогда правитель Египта, оставив у себя заложником одного из старших братьев, Шимона (см.), отпустил остальных, повелев им в доказательство своих слов привести из Кнаана младшего брата. И сказали они друг другу: «Где же милосердие Всевышнего, которое Он проявлял к нашим отцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову?! А сегодня мы отданы в руки правителя Египта, который измывается над нами!» Но Реувен на правах старшего брата сурово упрекнул остальных: «Я же вам говорил: не совершайте греха против юноши! А вы меня не послушали, и теперь его кровь взывает к вам! И как вы можете спрашивать: “Где же милосердие Всевышнего?!” — если вы согрешили перед Ним?!» (Берешит 42:5—24; Сефер аяшар, Микец; Танхума, Микец 8; Седер адорот).

Братья возвратились к отцу, но Яаков отказался отпустить с ними младшего сына, хотя Реувен и был готов принять на себя полную ответственность за Биньямина (Берешит 42:29—38). И лишь через два месяца, когда привезенное зерно закончилось, братьям пришлось вновь отправиться в путь — и на этот раз уже с Биньямином. А в Египте, после новой встречи братьев с Цофнат Панеахом, его стражники схватили Биньямина, обвинив в краже. Правитель страны решил оставить пойманного «вора» рабом, а остальных братьев отпустить (там же 43:1—44:17). Однако когда братья отказались уходить без Биньямина, правитель неожиданно изгнал из своего приемного зала всех египтян и, не сдерживая рыданий, сказал братьям: «Я — Йосеф, ваш брат, которого вы продали в Египет. А теперь не печальтесь и не корите себя за то, что продали меня — ведь это Б-г послал меня перед вами для пропитания и спасения, …и Он сделал меня наместником фараона и властителем над всем Египтом!» (там же 44:33—45:8).

В этот момент Реувен впервые узнал о том, что Йосеф не был пленен купцами, а братья сами продали его в рабство (Зоар 1, 185б). Но, хотя Реувен и не был вместе с братьями при продаже Йосефа, все же, поскольку он согласился скрыть от отца правду, вина легла также и на него. И в искупление этой вины много веков спустя, в период жестоких гонений после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, были казнены десять великих праведников Израиля — по числу десяти сыновей Яакова, включая и Реувена (Берешит рабати 178, Оцар ишей аТанах; Пиют «Элэ эзкера»)

А вскоре после того, как Йосеф им открылся, Реувен и остальные братья возвратились в Кнаан за отцом (Берешит 45:25). 15 нисана 2238 года /1522 г. до н.э./ вся семья вступила в Египет (там же 46:6—28; Шмот раба 18:11; Седер олам зута 4:7). Реувен и еще четверо братьев были представлены фараону, который позволил сынам Израиля поселиться на северо-востоке своей страны — в плодородной земле Гошен (Берешит 47:2—6; Берешит раба 95:4; Сефер аяшар, Ваигаш; Раши, Берешит 47:2).

В 2255 году /1505 г. до н.э./ году, когда Реувен вместе с братьями в трепете стоял возле ложа умирающего отца, Яаков в первую очередь обратился именно к нему: «Реувен, мой первенец, моя крепость и начало моей силы, первый величием и первый мощью». Но затем отец вновь горько упрекнул его за грех юности: «Ты безудержен, как вода, — не будешь ты больше первым, потому что передвинул ложе своего отца, совершил ты нечестивый поступок! Тебе принадлежали и право первенства, и право нести служение Творцу, и власть над братьями — но теперь я передаю первенство Йосефу, право нести служение — Леви (см.), а царскую власть — Йеуде (см.)» (Берешит 49:1—4; Берешит раба 98:4). Вместе с тем, зная о том, что Реувен глубоко раскаялся в своем прегрешении, Яаков дал ему перед смертью свое особое благословение (Берешит 49:28; Бемидбар раба 13:8).

Выполняя последнюю волю отца, Реувен и братья перенесли саркофаг с его телом в Кнаан. На пятнадцатый день месяца тишрей 2256 года /1505 г. до н.э./ они погребли его в пещере Махпела возле Хеврона, а затем вернулись в Египет (Берешит 50:13—14; Сефер аяшар, Вайехи; Седер адорот).

С этого времени и до своей смерти Реувен был старейшиной и главой всего рода Яакова (Бемидбар раба 13:8).

Реувен бен Яаков умер в Египте в 2317 году /1443 г. до н.э./, в возрасте 125 лет (Ялкут Шимони, Шмот 162, Зайт раанан; Сефер аяшар, Шмот; Седер олам зута 4:8; Седер адорот). Впоследствии гроб с его телом был перенесен из Египта и предан земле на восточном берегу реки Йордан, в месте, называемом Ромия (Сефер аяшар, Йеошуа).

Потомки Реувена составили одно из двенадцати колен народа Израиля: при выходе из Египта в нем было сорок шесть тысяч пятьсот мужчин в возрасте от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:20-21, 2:11), а перед вступлением в Землю Израиля — сорок три тысячи семьсот тридцать (там же 26:7). Стан колена Реувена располагался к югу от Шатра Откровения (там же 2:10).

Перед завоеванием святой земли потомки Реувена, владеющие многочисленными стадами, попросили для себя надел на восточном берегу Йордана, изобилующем хорошими пастбищами. Этот надел был отдан им на условии, что они помогут остальным коленам завоевать страну Кнаан (там же 32:1—38). И действительно, воины из колена Реувена первыми перешли Йордан и стали при завоевании этой земли передовым отрядом сынов Израиля (Йеошуа 4:12—13).

Границы обширного нагорья на северо-восточном побережье Мертвого моря, где расселились потомки Реувена, обозначены в книге Йеошуа (13:16—23).

А когда в эпоху нечестивых царей значительная часть народа Израиля отвернулась от Б-га, среди потомков Реувена появился один из первых великих пророков — Ошеа (см.), который призвал: «Возвратись, Израиль, к Г-споду, своему Б-гу!» (Ошеа 14:2). Как указано в мидраше, в этом пророке воплотилось святое качество самого Реувена, который глубоко раскаялся в своем грехе и призывал к раскаянию братьев (Берешит раба 82:11, 84:19). А по свидетельству кабалистов в пророке Ошеа воплотилась «искра души» Реувена (Седер адорот).

И поскольку потомки Реувена расселились в Заиорданьи, отдельно от большей части народа Израиля, они оказалось среди трех первых колен, изгнанных ассирийцам со своей земли. Их переселили в мидийские провинции Хелах, Хавор, Ара и в район реки Гозан (Диврей аямим 1, 5:26; Арахин 32б). В период Второго Храма потомки Реувена уже не возвратились в Святую Землю (Радак, Диврей аямим 1, 5:26).

Однако через полтора тысячелетия после того, как сыны Реувена ушли в изгнание, еврейский путешественник из восточной Африки Эльдад Адани утверждал, что обнаружил в центральной Азии, за Евфратом, племена Реувена, которые, по его словам, «живут в мире и согласии» — они говорили на персидском языке и на иврите. А в 5294 /1534/ году в Европе появился посланец из далекой восточной страны, которого называли раби Давид Реувени. По его утверждению, он являлся братом царя и верховным военачальником еврейского государства Хавор, которое населяли потомки Реувена, Гада (см.) и Менаше (см.). Раби Давид Реувени был с почетом принят римским папой Климентом и правителями ряда европейских государств, которым он предложил военный союз против мусульман (Седер адорот). Сохранился его дневник, написанный на иврите (издан в Варшаве в 5682 /1922/ году).

с разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза