Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Непохож тот, кто изучал раздел Торы 100 раз, на того, кто изучил его 101 раз.»Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига»

Важно знать свои недостатки, но важнее —достоинства

Отложить Отложено

 

Рав Йерухам Лейбович


– Как бы ни было важно человеку знать свои недостатки, еще важнее знать свои достоинства, — говорил духовный руководитель иешивы «Мир» рав Йерухам Лейбович (1873–1936).

Упрекая своего сына Реувена, Яаков сказал ему: «Реувен, первенец мой ты, сила моя и начаток мощи моей, верх достоинства и верх могущества. Неудержность, как воды! Превосходства ты не обретешь, ибо ты восшел на ложе отца твоего, тогда хулил ты над моим одром восшедшего» (Берешит, 49:3–4).
После смерти Рахели Яаков перенес свое ложе в шатер ее служанки Билы, тем самым показав, что она займет место Рахели. Это не понравилось Реувену, который заботился о чести своей матери, Леи. «Пока была жива Рахель, она была соперницей моей матери. Так неужели теперь ее служанка станет на ее место?» Поэтому Реувен решил помешать Яакову войти в шатер Билы и дать ему понять, что его место — у Леи, и привел в беспорядок ложе своего отца. Как бы ни были благородны мотивы поступка Реувена, обидевшегося за свою мать, тем не менее Тора рассматривает его действия как вмешательство в интимные отношения отца, из-за чего Яаков лишает своего первенца прав лидера братьев.
«Стремительность и суетливость, с которыми ты поспешил выразить свой гнев, уподобляясь водам в их бурном течении, — поясняет Раши. — Потому превосходства (первенства) не обретешь ты, не получишь все те права, которые предназначались тебе (как первенцу). А в чем же выразилась твоя несдержанность? Ты восшел на ложе отца твоего».
Почему Яаков начинает свой упрек с перечисления достоинств Реувена, со слов: «Реувен, первенец мой, ты сила моя и начаток мощи моей, верх достоинства и верх могущества. Неудержность, как воды! Превосходства ты не обретешь, ибо ты восшел на ложе отца твоего»?
Казалось бы, упрекая своего сына Реувена, Яаков должен был сразу упомянуть его ошибку, прямо и откровенно выразить свое критическое отношение к его поступку. Почему же Яаков начинает свой упрек не с упоминания недостатков Реувена, а с перечисления его достоинств?
Конечно же, для того чтобы слова критики были приняты, а не отвергнуты человеком, необходимо сначала показать, что мы критикуем его не от ненависти, а от любви, во имя его же пользы.
Однако в этом позитивном подходе есть и дополнительная глубина.
Критикуя, нужно поднять человека над грехом, а не грех над человеком, писал рав Гедалья Шор. Не следует говорить: ты такой маленький, низкий человек, совершил такой большой грех. Правильнее сказать: ты такой большой, достойный человек, и этот низкий поступок не соответствует твоему уровню.
Критикуя Реувена, Яаков прежде всего напомнил ему его достоинства, пишет рав Моше Шайнерман в книге «Охел Моше». Ведь тот факт, что именно Реувен встал на защиту чести своей матери, явился проявлением того, что он ощущал себя первенцем, ответственным за то, что происходит в его семье. Указав сыну на его достоинства, Яаков упомянул и его недостатки, которые необходимо исправить.
«Где ты?» — спросил Всевышний первого человека Адама после греха. В чем смысл вопроса, ведь Всевышний конечно же знал, где прячется Адам.
«Где ты, почему ты, наделенный ­Б-жественной душой человек, так низко пал?» — объясняет рав Авраам Тверский.
Когда царь Саул согрешил, то пророк Самуил упрекал его: «Мал ты в собственных глазах, царь Израиля!»
«В древности дурное начало человека соблазняло его служением идолам, в наше же время оно ставит перед нами другое испытание, пытается сделать все, чтобы мы перестали верить в себя», — говорил рав Ицхак Гутнер.
«Обретя веру в Творца, также должен научиться верить в себя!» — писал Цадок а-Коэн в «Цидкат а-Цадик».

 

Теги: Тора, достоинства, отцы и дети, упрек, критика, недостатки