Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: тот, кто тайно дает цдаку, более велик, чем Моше рабейну.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Слово «спасибо» является необходимым в отношениях с людьми. Оно способно творить чудеса и кардинально изменить характер человека.

Недавно я услышал от рава Бен-Циона Зильбера (на долгие годы) очень интересную историю и мне представляется важным, чтобы ее узнали как можно больше людей.

Рав Бен-Цион учился у рава Хаима Шмулевича (ז"ל). У рава Шмулевича был обычай: после каждой трапезы, на которую он был приглашен, приходить на кухню и благодарить того, кто приготовил эту трапезу. И вот однажды, рассказывает рав Бен-Цион, рав Шмулевич по своему обычаю пошел поблагодарить кухарку. Когда он возвращался из кухни, его встретил один из организаторов трапезы и сказал: «Да будет известно раву, что если бы кухарке не заплатили, она бы и чашку чая не приготовила!». На что рав сказал: «Да разве это важно сейчас?! Важно, что я получил удовольствие от ее работы! А все остальное меня не касается».

На следующий день рав Шмулевич давал урок и уделил внимание этой теме. Каждый человек, сказал рав, который получил пользу от действия своего товарища, должен чувствовать себя обязанным. Даже если товарищ сделал это исключительно для себя, не рассчитывая, что кто-то сможет воспользоваться этим! Откуда мы это можем выучить? Из истории со снами Йосефа. Можно задать вопрос: почему Реувен спас Йосефа, когда братья хотели его убить, и даже потом вернулся, чтобы вытащить его из ямы? Ведь никто из братьев не сделал ничего подобного! Почему именно Реувен? Ответ заключается в том, что когда Реувен сделал неприглядное действие в отношении наложницы отца Билhи (в скобках заметим, что есть спор в Талмуде, что именно он сделал, поэтому мы не будем углубляться в эту тему), он подумал, что за свой грех он должен быть исключен из списка сыновей Яакова. И вдруг приходит Йосеф и рассказывает свой сон про то, как солнце, луна и одиннадцать звезд покланяются ему. И отсюда Реувен понял, что он тоже входит в число избранных, число «звезд»! Теперь он спокоен и чувствует благодарность по отношению к Йосефу, который открыл ему на это глаза. А ведь Йосеф совершенно не предполагал сделать что-то специально для Реувена! И сны его не касались Реувена напрямую! И не смотря на это, Реувен чувствует, что он должен спасти Йосефа в знак благодарности за хорошую новость. Поэтому он пытался сделать для него доброе дело, но опоздал — Йосефа увели в Египет.

Отсюда мы можем выучить, как важно чувствовать благодарность к человеку, делами рук которого мы пользуемся, не смотря на то, что он делает это для себя!


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.