Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Насколько важна форма одежды во время молитвы и чтения Торы?

4 сентября, темы: Молитва Амида, Одежда, Еврейская молитва, Головной убор, Рав Моше Сытин

Отложить Отложено

Здравствуйте, дорогой Раввин. Скажите, насколько важна форма одежды во время молитвы и чтения Торы? Насколько Творец обращает на это внимание? Дело в том, что я живу в тропической стране и мы здесь одеваемся очень легко. Давно чувствую себя виноватым по этому поводу, но не уверен, что я не сам себе это навязал. Большое вам спасибо. Благословений. Р.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Насколько важна форма одежды во время молитвы и чтения Торы?

В законах молитвы существует несколько уровней требований к одежде молящегося — в зависимости от обычаев места и времени. Есть минимальные требования, которые не меняются никогда. Если они не выполняются, нельзя приступать к молитве, даже если из-за этого человек пропустит молитву вообще. Этот минимум: на молящемся должна быть одежда, покрывающая верхнюю часть тела, это может быть, например, майка — даже без рукавов; одежда, покрывающая пах, например, трусы или шорты, и головное покрытие — кипа (Шулхан Арух 53:13, 91:1). Без этого минимума одежды нельзя читать Шмонэ Эсрэ, даже если нет другой одежды и из-за этого придется пропустить молитву (Беур Галаха 91). (Правда, отсутствие кипы можно «исправить», прикрыв голову рукавом — Мишна Брура 91:9). Но в таком «минималистском» наряде можно молиться только в самых крайних случаях, когда нет никакой другой возможности.

Однако изначально человек должен выглядеть во время молитвы так, как будто он собирается на встречу с высокопоставленным и уважаемым человеком. Тут многое зависит от того, что принято там, где человек живет. Если там, где он живет, не принято идти на встречу с уважаемым человеку в шортах и сандалиях на босу ногу, то и молиться в таком виде не стоит. Если же там так одеваются и так ходят на встречу с облеченными властью людьми, то и молиться в таком виде не возбраняется (Мишна Брура 91:13).

По той же причине не следует молиться в домашнем халате или пижаме, даже если тело полностью закрыто: ведь в такой одежде не ходят на важные встречи (Мишна Брура 91:11). Это же относится к домашним тапочкам и рабочей одежде (Ишей Исраэль 10:5-6). Также не стоит молиться босиком.

Требования к одежде во время молитвы призваны усилить у нас ощущение значимости молитвы и помочь осознать, что во время чтения Шмоне Эсрэ мы стоим перед Царем царей — и вести себя нужно подобающим образом. Поэтому у некоторых людей, трепетно исполняющих законы, есть специальная одежда — только для молитвы.

Но, как было сказано, эти требования являются только изначальными, т.е. они актуальны, когда есть возможность сменить одежду и подготовиться к молитве. Но в сложной ситуации, когда переодеться не получается, приходится читать Шмонэ Эсрэ в том виде, в каком есть, если соблюдены минимальные требования. Больной может молиться в халате или пижаме, если ему сложно переодеться (Тфила кэ-Ильхата гл. 7, прим. 78).

Все сказанное относится к чтению Шмонэ Эсрэ, поскольку, читая Шмонэ Эсрэ, мы стоим перед Творцом. Но для произнесения благословений перед чтением «Шма» или после него, или благословений на изучение Торы достаточно, если будет прикрыто только туловище и часть ног (Шулхан Арух 74:6). В сложной ситуации можно произносить благословение только в трусах, даже без майки. Поэтому на пляже или в бассейне, если сложно прикрыться халатом или полотенцем, можно произнести благословение и в плавках.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше