Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что необходимо знать о посте 9 Ава, который выпадает на субботу и переносится на следующий день?

Темы: 9 Ава, Суббота, Пост, Авдала, Рав Яков Шуб, Траур по Храму

Отложить Отложено

По просьбе наших читателей предлагаем вашему вниманию основные вопросы о посте 9 Ава, который выпадает на субботу и переносится на следующий день.

1. В этом году первый день месяца Ав выпадает на йом шиши (пятницу). Можно ли мыться перед субботой?

2. Можно ли учить Тору после полудня, когда 9 Ава выпадает на субботу и пост переносится на йом ришон (воскресенье), как этом году?

3. Когда устраивать третью трапезу, если 9 Ава выпадает на субботу?

4. Когда нужно снять кожаную обувь и прочесть вечернюю молитву?

5. Как делать Авдалу на вино, ведь на исходе субботы начинается пост?

6. Когда произносят благословение на свет свечи на исходе субботы?

7. Нужно ли произносить благословение на благовония?

8. Должен ли делать Авдалу больной, которому разрешено есть 9 Ава?

9. Как делают Авдалу на исходе поста?

10. Есть ли какие-либо ограничения после поста, который был перенесен на йом ришон?

11. Есть ли в этом году какие-нибудь «облегчения» для беременных и кормящих?

12. Можно ли иметь супружескую близость в этот Шаббат?

Отвечает рав Яков Шуб

1. В этом году первый день месяца Ав выпадает на йом шиши (пятницу). Можно ли мыться перед субботой?

Если первый день месяца Ав выпадает на йом шиши, то по всем мнениям разрешено мыться перед субботой как обычно (все тело с мылом и шампунем), поскольку в данном случае выполняются две заповеди: вымыться в честь субботы и в честь нового месяца.

2. Можно ли учить Тору после полудня, когда 9 Ава выпадает на субботу и пост переносится на йом ришон (воскресенье), как этом году?

Обычно после полудня в канун 9 Ава разрешено изучать только те части Торы, которые разрешено изучать в сам Тиша бэ-Ав. Но в этом году, поскольку пост переносится на йом ришон, тот, кто изучает Тору индивидуально, может поступить в соответствии со своим желанием: либо изучать только те части Торы, которые разрешено изучать в сам Тиша бэ-Ав, либо учить, то, что ему нравится.

3. Когда устраивать третью трапезу, если 9-е Ава выпадает на субботу?

Если 9-е Ава выпадает на субботу и пост переносится на йом ришон, необходимо прочесть дневную молитву Минха раньше, чем обычно, чтобы осталось достаточно времени на третью трапезу — так, чтобы закончить ее до захода солнца, поскольку после захода солнца уже нельзя есть.

4. Когда нужно снять кожаную обувь и прочесть вечернюю молитву?

Кожаную обувь нельзя снимать до окончания субботы (выхода звезд), поскольку это считается явным соблюдением траурных обычаев в субботу, что запрещено.

Поэтому во многих общинах принято начинать вечернюю молитву Маарив на исходе субботы позже, чем обычно. Это дает возможность подготовиться к вечерней молитве: сменить кожаную обувь на подходящую для поста, сменить субботнюю одежду на будничную и взять Кинот.

5. Как делать Авдалу на вино, ведь на исходе субботы начинается пост?

Если 9 Ава выпадает на субботу и пост переносится на йом ришон, на исходе субботы вообще не делают Авдалу на вино. Ее делают в йом ришон вечером после окончания поста.

Потому очень важно не забыть произнести слова, которые отделяют святое от будничного: Барух а-Мавдиль («Благословен… Отделивший святое от будничного») или вставку в молитве Ата хонантану («Ты даровал нам способность постигать Тору Твою»; в этом отрывке есть слова «и отделил Ты… святое от будничного»), поскольку до этого нельзя совершать никакие действия, запрещенные в субботу.

6. Когда произносят благословение на свет свечи на исходе субботы?

В тех общинах, где читают вечернюю молитву Маарив сразу на исходе субботы, перед чтением Мегилат Эйха, один из молящихся зажигает свечу и произносит на нее благословение от имени всех.

Во многих общинах, где вечернюю молитву начинают позже, чем обычно, как было сказано выше, молящиеся могут зажечь свечу и произнести благословение дома. Тогда и домочадцы, слушая главу семьи, произнося «амен» и «используя» свет свечи, смогут «пассивно» выполнить заповедь.

7. Нужно ли произносить благословение на благовония?

Если 9 Ава выпадает на субботу и пост переносится на йом ришон, то благословение на благовония не произносят вообще — ни на исходе субботы, ни на исходе поста.

8. Должен ли делать Авдалу больной, которому разрешено есть 9 Ава?

Больной, которому необходимо поесть в пост уже вечером, должен сделать Авдалу на пиво (или другой напиток, распространенный в данной местности — хамар медина). При этом пропускают отрывки, которые обычно произносят перед Авдалой, а также благословение на благовония.

Благословение на свечу больной должен произнести как обычно.

Если больному надо поесть только утром или после полудня, то Авдалу он делает перед едой, а благословение на свечу произносит вечером, как все.

9. Как делают Авдалу на исходе поста?

На исходе поста, перенесенного на йом ришон, делают Авдалу как обычно — на вино или виноградный сок. При этом пропускают отрывки, которые обычно произносят перед Авдалой, а также благословение на благовония. Благословение на свечу также не надо произносить, т.к. его произносят только на исходе субботы.

10. Есть ли какие-либо ограничения после поста, который был перенесен на йом ришон?

В этом случае разрешено мыться и стирать сразу по окончании поста. Но не принято пить вино (кроме того бокала, на который делают Авдалу) и есть мясо вечером после поста. Но на следующий день не надо ждать полудня — и вино, и мясо разрешено употреблять сразу с утра.

11. Есть ли в этом году какие-нибудь «облегчения» для беременных и кормящих?

Если 9-е Ава выпадает на субботу и пост переносится на йом ришон, существуют определенные «облегчения» законов поста для беременных и кормящих, которые чувствуют себя хуже, чем обычно. С этим вопросом стоит обратиться к компетентному раввину.

12. Можно ли иметь супружескую близость в этот Шаббат?

По данному вопросу существуют разные обычаи. Поэтому сфарадим разрешено иметь близость в эту ночь. А ашкеназим нет, если только это не ночь, когда жена идет в микву.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше