Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда можно выполнять будничные дела? Какая жидкость пригодна для проведения авдалы?

Законы авдалы (разделения) и исхода шабата

1. Авдала

После наступления темноты на исходе шабата есть заповедь произнести несколько слов о разделении (авдале) святого от будней. Как и кидуш, постановили делать авдалу над бокалом вина. Требования к бокалу и законы питья в авдале идентичны кидушу, и, соответственно, также, изначально лучше делать авдалу на вино. Если нет вина, можно делать авдалу на хамар медина, но не на хлеб. И даже в первые девять дней месяца ав, когда изначально дают пить вино только ребенку, лучше делать авдалу на вино, даже если это вино придётся пить взрослому. И в этом случае разрешается выпить ревиит, как при обычной авдале — количество, на которое можно сказать заключающее благословение. Женщины также обязаны делать авдалу, однако принято, что они слушают ее из уст мужчины. Но если такой возможности нет, они должны сделать авдалу сами. (Некоторые считают, что женщина не говорит благословение на свечу.) Принято брать для авдалы благовония и свечу (см. в Шульхан арухе подробнее). Тот, кто не сделал авдалу на исходе шабата, обязан сделать это позже. По этому вопросу необходимо проконсультироваться с раввином.

2. Мелаха на исходе шабата

На исходе шабата до авдалы запрещено делать мелахот, но если говорят Барух амавдиль бейн кодэш лехоль или Ата хонантану в Шмонэ эсрэ, разрешается делать мелахот сразу. В некоторых местах принято, что женщины не делают ничего, связанного с шитьем и т.п., на исходе шабата.

3. Пробование еды до авдалы

Запрещено пробовать любую еду до авдалы и даже тому, кто сказал Амавдильи т.п. Запрет этот вступает в силу уже в сумерки, но если трапеза уже начата, ее можно продолжать все время, пока не помолился маарив. И все время, пока не помолился маарив, следует говорить Рцэ в Послетрапезном благословении.

У того, кто все еще не успел съесть три трапезы, возможно, есть основание начать трапезу в сумерки все то время, пока не наступила очевидная ночь.

4. Трапеза на исходе шабата

Принято провожать царицу-субботу трапезой или по меньшей мере съесть чего-либо печёного или фруктов. Некоторыепоют песни и зажигают свечи во время этой трапезы. (Есть еще один смысл в этой трапезе: у человека имеется одна косточка в основании черепа, которая питается только от еды на исходе шабата. Через эту косточку произойдёт оживление человека при воскрешении мертвых.)

с разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.