Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика. Cледует быть отходчивым и негневливым. И когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 2, 10

Почему не идёте за светским большинством?

21 января, темы: Мировоззрение, Истина, Суд, Рав Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Кто-то мне сказал, что в Торе написано, что надо идти за большинством. Если вы не заметили, то сейчас большинство евреев — светские. Так почему вы нарушаете ваши же законы и не идёте за большинством?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Предположим, что вы правы, и следует идти за большинством мнений. Но кто составляет это большинство? Обратимся к здравому смыслу и зададим несколько простых вопросов.

  1. Кого больше в мире, людей бедных или богатых?

    Хотелось бы наоборот, но, увы, большинство — бедных.

    Кого больше в мире, людей здоровых или больных?

    Согласно полной занятости больничных касс и постоянно переполненным больницам, большинство — больных.

    Кого больше в мире, людей умных или глупых?

    Согласно доле профессоров в общем количестве населения получается, что умных не так уж много. Их совсем мало… даже среди профессоров.

Теперь вы спрашиваете, почему мы не хотим придерживаться мнения бедных, больных и глупых? Надеюсь, и вы ещё раз задумаетесь, стоит ли поддерживать идею автоматического большинства.

А что же касается принципа большинства, упомянутого в Торе, то тут, как всегда, не достаточно услышать, что кто-то что-то сказал, а следует углубиться в понимание Торы. Действительно сказано в книге Шмот (23:2) «…следуй за большинством…», но рамки применения этого правила ограничены.

Устная Тора связывает эту фразу с судопроизводством. То есть, когда появляются разногласия между судьями, Тора обязывает их воспользоваться принципом большинства. Этот же принцип применяют и в спорах между мудрецами.

Повеление следовать за большинством относится к случаю, когда есть сомнение, какое из двух правомерных мнений следует принять. Но там, где никаких сомнений нет, где ясно, как солнце, где истина, а где ложь, — этот закон неприменим. Первый еврей Авраам долго искал истину в мире и, когда она ему открылась, то пошёл против большинства и один противостоял всему миру.

Есть ещё одно условие, которое заодно объясняет, почему этот принцип верен только по отношению к судьям и мудрецам, а не к остальному народу. Принцип большинства применим только в том случае, когда участвующие в споре свободны от какой-либо предвзятости и личного интереса, какими еврейские судьи и мудрецы и должны быть. Но когда ими движет какое-либо пристрастие, то тогда никакой принцип большинства не применим.

Материалы по теме


Левин, Левитан, Галеви... Встречали ли вы такие фамилии? Оказывается, эти фамилии носят в себе след принадлежности к древнему колену левитов. Чем особенно это колено, чем оно занималось и почему оно так называется — читайте в нашем материале. Читать дальше