Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Для праведника, который преодолевает в себе зло и поступает так, как это требует от него Творец и Его Тора, злое начало — это самое большое благословение. Именно благодаря влиянию злого начала у него есть свобода выбора.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер

Кому правильнее отдать десятину? Бедняку или тому, кто учит Тору?

Темы: Цдака, Маасер, Моше Гекрайтер

Отложить Отложено

Есть какое-то предпочтение в распределении денег «маасэра»? Например: дать «маасэр» бедному, или тому, кто учит Тору (даже если он не беден), или на строительство синагоги? Андрей, Москва

Отвечает рав Моше Гекрайтер

Уважаемый Андрей,

Основной смысл отделения маасэра — это поддержка тех, кто учит Тору. Поэтому им отдаётся предпочтение.

Если нет возможности раздавать всё тем, кто учит Тору, стараются давать им большую часть, хотя бы половину маасэра. Предпочтение отдаётся только бедным родственникам того, кто даёт десятину (Книга Аават Хэсэд, 2 ч., гл. 19, § 1).

Поскольку с помощью денег маасэра выполняется заповедь цдаки, то, безусловно, в первую очередь поддерживать следует бедных, изучающих Тору. Разрешено давать эти деньги мудрецам Торы, чтобы они могли учиться без забот (постановление Рава Элияшива; объяснение: деньги маасэра можно тратить также на выполнение «необязательных» заповедей, а не только на бедных, поэтому такое использование тоже разрешено). Дать деньги бедняку, который просит на еду, предпочтительнее, чем бедняку, который просит на одежду. Дать больному предпочтительнее, чем здоровому, старому — предпочтительнее, чем молодому.

Дать цдаку на то, чтобы молодые учили Тору, предпочтительнее, чем на содержание синагоги или даже на её строительство. К категории «изучение Торы» относятся все нужды дома учения — йешивы, даже оплата счетов за электричество!

Существует обычай оплачивать расходы на синагогу из денег маасэра — так же, как расходуют эти деньги на выполнение других «необязательных» заповедей; но это надо иметь в виду до оплаты расходов на синагогу. Но естественно, что преимуществом при получении этих денег пользуются бедные, изучающие Тору, и просто бедные.

С уважением, Моше Гекрайтер

Материалы по теме


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше