Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Человеческая кровь — трефная?

Темы: Кашрут, Кровь

Отложить Отложено

Можно ли зализывать ранки? Иногда это происходит автоматически, когда порежешь палец, например. И я вот подумала: кровь же это трефное. А если это моя кровь? Очень интересно, как обстоит дело с этим. Анаис

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Анаис,

Тора запретила к употреблению только кровь животного или птицы. Человеческая же кровь не запрещена к употреблению. Однако, если она «отделилась», её запрещено употреблять из-за запрета мар-ит аин. Мар-итаин — это такие действия, которые выглядят, как запретные. Это действие тоже выглядит, как запрещенное, ведь со стороны «отделившаяся» от тела человеческая кровь выглядит, как кровь животного или птицы.

Есть три основные причины, по которым мудрецы запретили совершать подобные действия:

1) чтобы другие люди не научились нарушать запрет (ведь они могут ошибочно подумать, что этот еврей совершает запрещённые действия, и сделать вывод, что они не запрещены),

2) чтобы человека не подозревали в нарушении запрета Торы,

3) чтобы это не привело к хилуль а-Шем (осквернению имени Всевышнего).

Мудрецы сформулировали ещё правило (трактат Шаббат 64 а): «Любое действие, которое запрещено совершать из-за маар-ит аин, запрещено совершать даже там, где никто этого не видит».

Поэтому, если кровь «отделилась» от тела человека и находится, например, на еде, её запрещено есть в любом месте из-за мар-ит аин. Но если кровь не отделилась от тела человека, то слизывать её не запрещено, поскольку в данной ситуации всем видно, что это незапрещенная кровь. Поэтому зализывать ранки разрешено. Также, если дёсны кровоточат, нет запрета слизывать эту кровь, как сказано в Шулхан Арухе (Йорэ Деа 66, 10).

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Евреи пьют или едят кровь?

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).