Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
У большинства пользователей Интернета нет сил сделать верный шаг и, продолжая «сидеть на игле» соц-сетей, они стараются вводить для себя минимальные правила. И хотя они только создают иллюзию, что «всё под контролем», тем не менее, это лучше, чем ничего.

Документальная драма «Социальная дилемма», которая появилась на экранах в сентябре 2020-го года и набрала неплохое количество просмотров, несмотря на шокирующие факты и выводы, которые там приводятся, не совершила революции в сознании зрителей, а стала просто еще одним фильмом, который было интересно посмотреть в один из бесконечных вечеров локдауна.

Алгоритмы и дизайн решают за нас

В фильме идет речь о том, как устроены социальные сети, и как дизайн Фейсбука, Ютьюба, ТикТока и других платформ влияет на решения их пользователей.

Интересно то, что против соц-сетей выступают не раввины с длинными бородами, которые в глазах современного общества символизируют все самое консервативное, несовременное и отсталое, а молодые модно одетые люди, символизирующие прогресс, либерализм, развитие высоких технологий. Бывший дизайнер компании Google, бывший президент компании Pinterest, бывший исполнительный директор компании Twitter — все они признаются в том, что их детища вышли из-под контроля. Вот несколько цитат из фильма:

Гугл — это не просто окно поиска, а Фейсбук — не место, где вы общаетесь со своими друзьями. Эти компании конкурируют за ваше внимание, и бизнес-модель у всех них одна: не отпускать людей от экранов.

Интернет-компании — это самые богатые компании за историю всего человечества — богаче нефтяных.

И это правда: начиная с 2012-го года, первые два места в рейтинге мировых брендов прочно заняты компаниями Apple и Google. Чем же они торгуют? Что является товаром этих компаний?

Раньше Кремниевая Долина продавала программное обеспечение и аппаратные средства. В последние десять лет она продает своих пользователей. Если вы не платите за товар, значит вы и есть товар.

Товар — это постепенное, незаметное изменение вашего собственного поведения и восприятия. Это единственное, на чем они могут заработать.

Все, что вы делаете в сети, тщательно отслеживается и записывается, вплоть до количества секунд, в течение которых вы смотрите на какую-то картинку. Они знают, когда люди в депрессии, когда им одиноко. Экстраверт вы или интроверт, какие у вас неврозы, тип личности. Все наши личные данные вводятся в системы, почти не контролируемые человеком. И их прогнозы относительно того, как мы себя поведем, становятся все лучше и лучше.

Мы поставили обман и коварство в центр всего, что мы делаем. Как фокусники. Вы даже не осознаете, как при помощи дизайна я создаю у вас стойкую привычку — прокручивать ленту, например. Каждый раз, когда вы видите свой телефон, вы знаете, что, если заглянуть в него, вы увидите что-то интересное. Это похоже на игровой автомат, и это не случайность, а действие разработанного алгоритма.

Социальные сети — не инструмент, который ждет, пока им воспользуются. У них есть свои средства для достижения своих целей. Они используют вашу психологию против вас самих.

Мы начинаем зависеть от сердечек, «лайков» и одобрительных комментариев, отождествляя их с правдой, а на самом деле они не имеют ничего общего с действительностью и опустошают вас еще больше.

Почему это так и чем общение в Сети отличается от живого общения?

Дело в том, что улыбка близкого человека и «лайк», увиденный под своим постом, вызывает процессы совершенно разной природы. Первое — долговременно и пробуждает ощущение счастья и желание дарить, отдавать; второе — кратковременно и пробуждает ощущение довольства и желание получить еще. Общение с живыми людьми вызывает патологическую зависимость в очень редких случаях, тогда как общение с виртуальными собеседниками рано или поздно обязательно затягивает, как наркотик.

Некоторые люди говорят: мы к этому адаптируемся, мы научимся жить с этими девайсами, как научились жить со всеми остальными. Но они не понимают, что мы имеем дело с чем-то совершенно новым. С 60-х годов прошлого века до сегодняшних дней мощность процессоров выросла в триллион раз, а наш мозг остался тем же.

Посмотрели, поговорили — и разошлись

Создатели фильма обвиняют социальные сети в политической поляризации общества, распространении теорий заговоров, сплетен и слухов, в зомбировании детей, в росте тревожности и депрессии, а главное — в полной путанице понятий «правда» и «ложь».

В фильме так сгущены краски, что некоторые зрители вопрошают — а может быть, и он — часть теории заговоров? Например, теории о том, что Марк Цукерберг провоцирует крах демократии в США, который мы сейчас наблюдаем?

Критики фильма справедливо упрекают его в однобокости. Действительно, там ничего не говорится о том, как с помощью соц-сетей разыскиваются пропавшие дети, подбираются доноры почки или редкой группы крови, собираются средства для срочной операции — и так далее.

На самом деле, разговоры о пользе социальных сетей похожи на разговоры о пользе курения, которые велись в свое время. Сейчас уже всем ясно, что табачные компании занимаются производством сигарет не для того, чтобы снабдить покупателей никотином, который некоторым из них может в какой-то степени пойти на пользу, — а для того, чтобы обогатиться.

Так же и основная цель всех социальных сетей — это обогащение, и этой цели они достигают через три основных направления: заставить нас (пользователей) проводить на их платформе как можно больше времени, приглашать на эту платформу друзей и … бесконечно потреблять рекламу, размещенную там.

Это и хотели донести до человечества создатели фильма: средний человек понятия не имеет, что его действия отслеживаются, а сам он является объектом манипуляции. Он думает, что ищет информацию и общается с друзьями, на самом же деле — получает лишь дезинформацию и одиночество. Потому что Google устроен так, чтобы каждый видел только ту информацию, которая укрепляет его собственные взгляды. А суть виртуального общения такова, что в итоге она лишь разобщает людей.

И что же произошло со зрителями, посмотревшими этот фильм? Да, в сентябре 2020-го года поднялась некоторая волна энтузиазма «взять свою жизнь в собственные руки». Были люди, которые удалили свои учетные записи в соц-сетях, приложения из телефонов, отменили уведомления. Были те, кто принял решение не давать своим детям смартфон, пока им не стукнет 14 или даже 16 лет. Были те, кто поменяли поисковую систему.

Но в целом реакцию на фильм можно определить так: «пошумели и разошлись». Тот, кто потребляет наркотик, обычно знает, что наркотики вредны, а их действие разрушительно — но наркотическая зависимость сильнее логики и разума. Тот, кто продолжает бесконечно «листать ленту», теперь знает, как это разрушает его личность, размывает грани между добром и злом, правдой и ложью, делает его несчастнее. Но чтобы изменить свою жизнь, ему необходимы огромное желание и неимоверная сила воли.

У большинства пользователей Интернета нет сил сделать верный шаг и, продолжая «сидеть на игле» соц-сетей, они стараются вводить для себя минимальные правила. И хотя они только создают иллюзию, что «всё под контролем», тем не менее, это лучше, чем ничего.

Процитируем и мы эти правила.

1. Проверяйте факты, прежде чем поверить им, а тем более — поделиться ими.

2. Получайте информацию из разных источников.

3. Не давайте маленьким детям доступ в интернет.

4. Со старшими детьми — говорите, объясняйте, находите компромиссы.

Это минимум, без соблюдения которого во «всемирной паутине» невозможно не запутаться безвозвратно и не погубить своих детей. Реальная опасность Сети, о которой предупреждали мудрецы Торы еще десятилетия назад, теперь провозглашается и разработчиками из Силиконовой Долины.

Для тех, кто хочет вырваться из сетей «всемирной паутины», на нашем сайте есть материалы:
Осторожно: Интернет! — читать онлайн,
О пользе и вреде Интернета. Почему раввины против Интернета? — вопросы раввину
О вреде и пользе интернета — слушать онлайн,
Социальные сети | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Социальные сети и радикализм — читать онлайн


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше

Вечность и суета 5. Коэлет. Победить себя

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Вечность и суета 4. Коэлет. Мудрое сердце

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Вечность и суета 7. Коэлет. Предназначение еврея

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»