Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Кровь и запрет крови в иудаизме

Тора запрещает употреблять в пищу кровь, причем не только в чистом виде, что в обычных ситуациях среди представителей современного цивилизованного общества, как правило, не происходит, но даже в самом небольшом ее количестве, которое может содержаться в продуктах питания.

Оглавление

Источники в Письменной Торе [↑]

В нескольких местах Торы говорится о запрете употреблять в пищу кровь животных.

«Закон вечный для ваших родов во всех общинах ваших: никакого хелева (определенного вида жира) и никакой крови не ешьте» (Ваикра 3:17).

«И никакой крови не ешьте во всех обиталищах ваших, от птицы и от скота. Всякая душа, кто есть будет всякую кровь, отсечена будет та душа от ее народов» (Ваикра 7:26-27).

«И всякий муж из дома Израиля и из жильцов, проживающих среди них, кто будет есть любую кровь, — Я направлю Свой лик против души, что ест кровь, и отсеку Я ее, из среды народа ее. Ибо душа плоти, в крови она, и Я предписал вам (возлагать) ее на жертвенник, чтобы искупать ваши души, ибо кровь это, душу искупит. Поэтому Я сказал сынам Израиля: никакая душа из вас пусть не ест крови, и жилец, проживающий среди вас, пусть не ест крови! И всякий муж из сынов Израиля и из жильцов, проживающих среди них, кто добудет на охоте зверя или птицу, которые предназначены для еды, пусть изольет его кровь и покроет ее песком! Ибо душа всякой плоти, ее кровь с ее душой это, и (поэтому) сказал Я сынам Израиля: крови никакой плоти не ешьте, ибо душа всякой плоти — это кровь ее, — всякий, кто ест ее, отсечен будет» (Ваикра 17:10-14). Здесь помимо запрета употребления крови в пищу, Тора говорит о заповеди засыпать кровь птицы и диких «чистых» животных, пролитую во время шхиты, песком, землей или пеплом.

«Только крови не ешьте, на землю ее пролей, как воду» (Дварим 12:16).

«Но крепись, чтобы не есть крови, ибо кровь суть душа, и не ешь души (вместе) с мясом. Не ешь ее, на землю ее пролей, как воду. Не ешь ее, — чтобы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать прямое в глазах Господа» (Дварим 12:23-25).

Общие сведения [↑]

Хотя, как мы видим, в Торе запрет употребления крови приведен многократно, и из каждого места выводится определенный закон, тем не менее, в перечне запрещающих заповедей, все эти законы включены в общее нарушение («Смаг», «Лавин», п.137; «Сэфер а-Хинух», п.148). За преднамеренное нарушение запрета и при условии, что человек съел, по меньшей мере, «ке-зайт» (что в современных мерах объема, согласно одним мнениям, составляет 33 см3, а согласно другим — 27 см3), положено самое строгое наказание из Торы: отсечение души от еврейского народа — «карет» (Ваикра 7:27 и 17:10; «Критот», 2:1; «Рамбам», «Яд а-Хазака», «Илхот Маахалот Асурот», 6:1).

В случае непреднамеренного употребления крови в пищу во времена Храма человек должен был принести грехоочистительную жертву («Рамбам», там же), а если человек был предупрежден о запрете, ему полагалось 39 ударов плетью («Макот», 13:1; «Рамбам», там же «Илхот Санэдрин», 19:1).

Все вышесказанное верно также и в отношении крови, которая вытекла при жизни животного («Санэдрин», 59а). Однако за употребление крови, которая медленно просачивается из раны после того, как основная масса крови покинула тело, что, как правило, происходит уже после смерти животного или перед самой смертью, а также крови, содержащейся в отдельных органах животного, как, например, в селезенке, наказание «карет» не положено. Но нарушение Торы происходит и в этих случаях, а так же если было съедено менее, чем «ке-зайт» крови («Рамбам», там же, «Илхот Маахалот Асурот», 6:4).

Кровь животных запрещена в еду, но не в использование («Псахим», 22:1; «Рамбам», там же, 8:15). Кровью животных разрешено торговать («Нода бэ-Йеуда», «Таньяна», «Йорэ Дэа», п.62; «Хатам Софер», «Йорэ Дэа», п.130).

Запрет употребления крови в пищу является одним из немногих законов Торы, в отношении которых дано прямое предписание взрослым не допускать совершения этого запрета детьми («Евамот», 114а и Раши там же).

Запрет включает в себя употребление в пищу крови любых видов животных и птиц, как «чистых», так и «нечистых» видов, но на кровь людей, рыб, пресмыкающихся и насекомых данный запрет Торы не распространяется («Критот», 20б; «Рамбам», там же, 4:2). Кровь пресмыкающихся запрещено употреблять в пищу Торой, так же, как и самих пресмыкающихся. Кровь людей, рыб и насекомых запрещена мудрецами из опасения, что люди могут решить, что это кровь животного или птицы: заподозрить в нарушении того, кто ее ест, или решить, что кровь животных или птиц разрешена, подобно этой («Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 66:1).

На ситуации, когда окружающим известно, что речь идет о крови рыб (например, если в посудине с кровью находится рыбья чешуя), запрет мудрецов употреблять рыбью кровь не распространяется («Шулхан Арух», там же, п.9). Человеческая кровь запрещена только после того, как она вытекла наружу, например, если кровь из десен попала на поверхность яблока. В таком случае необходимо срезать с яблока ту его часть, на которой находится кровь. Но кровь, которая из десен напрямую попадает в полость рта, не запрещена (там же, п.10).

Следует заметить, что помимо специальных законов, связанных с различными видами запрещенных в еду вещей, существует общий запрет Торы употреблять в пищу и делать то, что человеку омерзительно («баль тишакцу»).

О причинах запрета [↑]

Запрет употреблять в пищу кровь относится к разряду заповедей, которым в Торе не дано рационального объяснения, и исполнять их человек обязан только потому, что так заповедовал Творец (хок). Однако у наших учителей мы находим разного рода идеи, поясняющие смысл этого запрета. Поскольку служение в Храме включало в себя обмазывание жертвенника и крапление его кровью приносимой на нем жертвы, кровь «посвящена» на жертвенник — и в рацион продуктов, которые едят люди, не должна входить (Рамбан, Ваикра 7:26).

Другое объяснение: кровь животного, попав в организм человека, «смешивается» с его собственной кровью и в определенном смысле влияет на его характер и человеческие качества, что ни в коем случае нельзя позволить (Рамбан, Ваикра 17:14; «Сэфер а-Хинух», п.148).

По мнению некоторых авторитетов Торы, употребление в пищу крови приводит к огрублению души, стремлению к материальным вожделениям и прочим негативным последствиям («Бен Иш Хай», шана шния, «Тазрия»). Рамбам («Морэ Невухим», 3:46) высказывает еще одну идею о причине запрета употребления крови: отдалить евреев, вышедших из Египта, от колдовства и чародейства, одним из способов которых было гадание и ворожение на крови.

Устранение крови из мяса [↑]

Абсолютно все продукты питания необходимо приобретать исключительно в местах с раввинским контролем высокого уровня. Этим человек ограждает себя от великого числа вопросов, которые могут возникнуть в отношении кошерности продуктов, в том числе, связанных с запретом употребления в пищу крови. Ведь перед тем, как готовить мясо, необходимо устранить находящуюся в нем кровь «млиха». В отношении мяса, которое приобретают уже после того, как оно прошло процесс очищения от крови «басар мухшар», необходимо быть уверенным, что очищение производилось согласно всем правилам. Если речь идет о мясе, которое не подвергалось подобному очищению, нужно достоверно знать, сколько времени прошло со времени шхиты и в каких условиях оно хранилось все это время. Если, согласно полученной информации, не прошло критичное для подготовки мяса к употреблению время, его необходимо очистить от находящейся снаружи и внутри него крови.

Иногда достаточно промыть мясо, посыпать его небольшим количеством соли (когда его хотят жарить на огне и огонь «вытягивает» находящуюся внутри мяса кровь и сжигает ее), а иногда мясо необходимо тщательно высаливать определенным образом (когда его хотят варить или готовить любым другим способом, без использования открытого огня). Процесс очистки мяса от содержащейся в нем крови состоит из нескольких этапов, и для того, чтобы его осуществить, как положено, необходимо досконально изучить связанные с этим законы.

Для подготовки печени животного и птицы к употреблению в пищу существуют особые правила. Это связано с тем, что печень принципиально отличается от всех остальных органов животного обилием содержащейся в ней крови. В отношении других органов животного и птицы (голова, сердце, селезенка, легкие, почки и т.д) также существуют специальные правила очистки от крови. Во многих случаях, если мясо или отдельные органы животных или птицы были приготовлены без того, чтобы их очистили от крови согласно всем правилам, их запрещено употреблять в пищу.

От имени Аризаля приводят, что, согласно Каббале, не следует употреблять в пищу сердце, печень и мозг животных («Бен Иш Хай», шана шния, «Ахарей Мот», п. 11; «Каф а-Хаим», «Йорэ Дэа», 72:6 и «Орах Хаим», 157:28). Но многие авторитетные законоучители пишут, что если печень приготовлена в соответствии со всеми правилами кашрута, нет причины ее не употреблять в пищу, и что достойные и знающие евреи испокон веков употребляли в пищу печень («Мишнэ Алахот», ч. 3, п. 62; «Ябия Омер», ч. 2, «Йорэ Дэа», п. 8; «Тшувот вэ-Анагот», ч. 5, п. 243).

Кровь в куриных яйцах [↑]

На законы о запрете крови в куриных яйцах (или яйцах любой другой кошерной птицы) в большой степени влияет природа яиц: оплодотворенные они или нет. Когда курица несет яйца без участия петуха, крови как таковой в них быть не может. Кровь оплодотворенного петухом яйца, которую обнаружили в мутноватой субстанции, соединяющей белок с желтком, запрещена Торой «Шулхан Арух». Кровь, обнаруженная в любой другой части яйца, запрещена постановлением мудрецов, продиктованным желанием отдалить человека от поедания крови курицы («Тосафот» и «Рош», «Хулин», 65а). Причем запрещено в еду не только то место, в котором заходится кровь, но все яйцо полностью. Перед употреблением яиц необходимо их проверить на наличие крови. Пользоваться яичным порошком разрешено, только если он был изготовлен под контролем компетентной раввинской организации, отвечающей за кошерность продуктов.

Если оплодотворенные яйца не проверили и сварили их в одной кастрюле или взбили их в сыром виде, то если не была обнаружена кровь, все яйца разрешены. Но если обнаружили кровь, все яйца, как правило, запрещены и посуду необходимо кошеровать, но в каждом отдельном случае следует спросить раввина, т.к. в законах, связанных с запретом крови в яйцах, существует масса нюансов, и в некоторых случаях знающий раввин может решить, что продукт и посуда разрешены.

Кровь, которую обнаружили в неоплодотворенных яйцах, т.е. тех, которые снесла курица, не имеющая контакта с петухом, не запрещена Торой. Кровь, находящаяся в таких яйцах, запрещена мудрецами из опасения, что люди могут решить, что это кровь оплодотворенных яиц, и заподозрить в нарушении того, кто ее ест или решить, что кровь оплодотворенных яиц разрешена, подобно этой. В отличие от оплодотворенных яиц, если кровь была обнаружена в неоплодотворенном яйце, можно устранить кровь, и яйцо будет разрешено («Игрот Моше», «Йорэ Дэа», ч.1, п.36).

Выводить материалы