Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я уверена, что с маминой душой что-то произошло именно в момент переливания чужой крови...

Темы: Тора и наука, Душа, Медицина, Кровь, Забота о здоровье, Рав Мендель Агранович

Отложить Отложено

Уважаемые раввины!

Мой вопрос о последствиях переливания крови. Моей маме по медицинским показаниям несколько лет назад доливали некоторые фракции крови из консервов. 2 раза все проходило нормально, а после третьего я заметила, что её поведение стало необычным. Ушло то глубокое сопереживание близким, которое было так для нее характерно, навсегда ушли слезы, потом ушла мудрость, потом скромность… Наступила деменция. Конечно, я молюсь о маме, о её выздоровлении, это же делает и община. Но мне почему-то думается, что это не обычное старческое заболевание, при котором врачи обычно разводят руками и могут только облегчить симптомы. Я уверена, что с маминой душой что-то произошло именно в момент переливания чужой крови, вот только можно ли исправить это вмешательство? Н.

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемая Н.!

Ваш покорный слуга, мягко говоря, отнюдь не уверен в том, о чем Вы пишете «я уверена». Ведь если это сделали по объективным медицинским показаниям, то это правильно также и по Торе.

Вы можете спросить: ведь в крови — душа, так написано в Торе?

Но там употреблено слово нэфеш — это не душа в нашем понимании, а больше «животная душа» — субстанция, ответственная за непосредственное функционирование организма, она есть и у животных, и у человека.

В принципе, наши мудрецы в Мидраш Рабба (Берешит 14:11), книге Зоар, а также рав Мойше-Хаим Луццатто в книге «Путь Творца» (3, 1) дают подробное определение всем частям души. И в книге Нэфеш а-Хаим великого рава Хаима Воложинера мы видим это деление:

Итак, есть пять уровней души:

1. Нэфеш — витальная душа, связанная с кровью по определению рава М.-Х. Луццатто, то есть кровь как бы «переносит» жизненную силу по организму.

2. Руах — дословно «дух», то есть эмоциональная часть души, заставляющая нас двигаться в том или ином направлении; ветер=руах на святом языке.

3. Нэшама — душа разума, вмещающая мудрость, знание, понимание, то есть уровни осмысления и проникновения божественного знания в наш рассудок и сердце.

4. Хая — дословно «живая», часть души, живущая вечно, не умирающая с человеком. (Это объяснение основано на словах Мидраша Рабба, но оттуда следует больше: что это не пять уровней, а пять названий души, так как и другие уровни не умирают, не только хая. Но, если мы считаем, что это синонимы, тогда бессмертие — лишь одно из свойств души и относится ко всем её частям).

5. Йехида — дословно «единственная». Та часть души, которая никогда не теряет связь с Творцом. О ней Гмара в трактате Брохот говорит: ее не затрагивает грех, она всегда с источником.

Два последних уровня души практически не имеют материальных проявлений в обычной жизни, только иногда, в особых, критических ситуациях.

Про душу трактат Брохот говорит, что она нематериальна, так же, как Всевышний, и наполняет всего человека, как Всевышний наполняет весь мир.

Но при этом мы видим, что многие мудрецы Талмуда разрешали пускать кровь по медицинским показаниям: нэфеш в крови, но это не приводит к её потере в духовном плане.

Существуют разные мнения, когда и как проявляются разные уровни души. По некоторым мнениям, все эти уровни присутствуют у всех людей, а согласно другим мнениям, часть из этих уровней нужно заслужить. Но, так или иначе, душа не только в крови, она намного шире, да.

Сопереживание, мудрость, скромность — качества части души, называемой нэшама, на них не могло подействовать переливание крови.

Но, повторюсь, это не основной аргумент. Так как по закону Торы, если существует опасность для жизни и здоровья, можно применять все методы и процедуры, кроме убийства, разврата и идолопоклонства, чтобы спасти человека.

ВСЕ утверждения, которые тиражируются псевдорелигиозными полусектами, о запрете переливания крови, есть результат незнания Торы, преступной «фундаментальности», не имеющей ничего общего с Торой жизни, которую дал нам Творец Вселенной, да будет Он благословлен! Это не относится к Вам лично, просто осмелюсь предположить, что эту идею Вы почерпнули оттуда.

Но, с другой стороны, Вам следует продолжать молиться за здоровье мамы, делать добро во имя этого, а для Всевышнего нет ничего невозможного!

С уважением и пожеланиями скорейшего полного выздоровления Вашей маме, Мендель Агранович

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».