Темы: Рав Реувен Куклин, Душа, Каббала, Сердце
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, пожалуйста, что говорит Иудаизм о «сердце» (лев) — ассоциируется ли оно с самим человеком/душой человека? То есть можно ли поставить знак равенства: сердце = сам человек = душа человека? Если можно приведите, пожалуйста, ваши источники — книги. С большим уважением, Наталья
Уважаемая Наталья!
У каждого органа в теле человека есть не только физиологические функции. У него имеется духовный прообраз, с которым связаны духовные «функции» этого органа.
Понять эти духовные «функции» мы можем, в том числе, основываясь и на физиологических функциях органа, поскольку физиологические и духовные функции неразрывно связаны. Говорит Иов (19, 26): «…и в плоти моей я вижу Б-га», т.е. мы можем понять что-то в духовном мире, если задумаемся о физиологических функциях нашего тела.
В Большом Толковом Словаре о сердце и его функции говорится так: «Центральный орган кровеносной системы животных и человека, нагнетающий кровь в артериальную систему и обеспечивающий ее возврат по венам». Распределяя кровь по всем органам тела, сердце обеспечивает их жизнь.
В духовном плане кровь человека связана с его нэфэш (душой), как сказано в Торе (Дварим 12:23): «…кровь есть душа». Поэтому жизнь и сердце тесно связаны также в духовном плане. И так говорит Царь Шломо (Мишлей 4:23): «Больше всего хранимого береги сердце твоё, потому что из него источники жизни».
Каббалисты[1] пишут, что сердце — жилище духа (руах). Из этого можно сделать вывод, что сердце отождествляется с самим человеком в большей мере, чем другие органы.
Поэтому сердце также орган чувств[2], ведь чувства человека в наибольшей мере отождествляют с ним самим, его сущностью (интересно, что сердце является именно жилищем духа[3] — руах; это слово на святом языке означает также «ветер», назначение которого — приводить в движение другие предметы). Об этом же сказано в книге Мишлей (14, 10): «Сердце знает свою горечь, и в радость его не вмешается чужой».
Тора говорит (Дварим 4, 39): «Познай же ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого». Т.е. существует возможность убедиться в существовании Всевышнего рациональным путём (см. Верить или знать?), но этого недостаточно, наша задача сделать веру также нашим чувством («и положи на сердце твоё»).
И ещё сказали мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 61а), что сердце — источник понимания. Это объясняется тем, что понимание зависит от чувства: чтобы понять что-либо, недостаточно внешнего знания, важно «прожить» это. Царь Давид восхвалял Всевышнего за то, что Тот дал женщине (в отличие от животных) «грудь напротив понимания», т.е. — напротив сердца (Брахот 10а).
В соответствии с этим можно понять, почему в Танахе мысль описывается как сказанное в сердце и не связывается с мозгом[4]. Существует два «вида» человеческой мысли: теоретическая мысль, место которой в мозгу, и мысль, которая выражает внутренние чувства человека. Место такой мысли — в сердце, т.к. сердце источник чувств.
Ещё сказано у каббалистов[5], что строение человека заключает в себе все силы духовных миров, а сердце человека, центр его тела, заключает в себе всё и соответствует Храму, центру мира, основе мироздания. Написано в Зоаре (Шалах 161, 1): «Посмотри: когда создал Всевышний человека в своём мире, устроил Он его по образцу высокому и достойному и дал ему силу и мощь в центре тела, где расположено сердце. И так же создал Всевышний этот мир, и сделал его единым телом… Океан окружает этот мир, а весь населённый мир с семьюдесятью народами окружает Иерусалим, а Иерусалим находится в центре всего населённого мира… А Храм окружает Святую Святых, где находится Шхина (Б-жественное присутствие), и покрывало, и керувы (херувимы на крышке Ковчега), и Ковчег завета, и это сердце…»
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Сердце знает свою горечь?, Тематический обзор «Совесть»[1] Нэфеш а-Хаим 1, 14, а также во многих других каббалистических книгах.
[2] См., например, Дварим 19, 6: «А то мститель за кровь погонится за убийцею в горячности сердца своего…».
[3] Известно, что душа состоит из нескольких частей: нэфеш (душа), руах (дух), нэшама.
[4] См., например, Бэрейшит 17, 17: «И пал Авраам на лицо своё, и обрадовался, и сказал в сердце своём: чтобы у столетнего родилось! и Сара, девяностолетняя, родила!»; Бэрейшит 27, 41: «…и сказал Эсав в сердце своём: приблизятся дни плача по отцу моему, и я убью Яакова, брата моего»; Млахим I, 12, 26: «И сказал Яровам в сердце своём: теперь возвратится царство к дому Давида»; Эстер: «…и сказал Аман в сердце своём: кому, кроме меня, захочет царь оказать почёт!».
[5] См. Нэфеша-Хаим 1, 4.
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Эльяким Залкинд
Почему необходимо изучать Талмуд? Ведь без чужих мнений сердце более открыто Создателю?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?