Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему за подарок надо страдать?

Темы: Страдания, Рав Реувен Куклин, Земля Израиля, Радость

Отложить Отложено

Почему мы не можем спокойно вернуться на свою Землю? Почему постоянные войны? Мы видим, что различные народы спокойно сидят себе в своих странах, и ничего им не мешает. А ведь Земля Израиля — это нам подарок от Всевышнего.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый …,

Действительно, Земля Израиля — это нам добрый дар от Творца. Но именно то, что это дар Творца, и является причиной того, что нам так тяжело вернуться на свою Землю. Это кажется очень странным, видится противоречием, однако так сказали мудрецы (Талмуд, Брахот 5а): «Три добрых дара дал Всевышний евреям — Тору, Эрец-Исраэль и будущий мир, и всё это Он дал нам только через страдания».

Почему это так? Человек по-настоящему рад только тому, к чему он приложил усилия, над чем долго работал. Любому приобретению, которое досталось с лёгкостью, человек не рад по-настоящему, поскольку истинно не связан с ним. Царь Шломо (Соломон) сказал в книге «Мишлей» (14, 10): «Сердце знает горечь человека, и в радость его не вмешается чужой».

Чтобы объяснить этот стих, Виленский гаон приводит следующий мидраш: «В будущем предстанут все человеческие органы перед Всевышним и спросят: “Почему сердце радуется больше нас всех?” И Творец ответит: “А когда у человека было горе, кто мучился? Разве не сердце? Оно мучилось, оно и радуется”».

Об этом и говорит стих в Мишлей: «Сердце знает горечь человека…» — сердце болит от горя, поэтому «в радость его не вмешается чужой», только оно будет радоваться. Поскольку сердце «переживает», оно становится неотделимой частью человека, частью его души. И поэтому оно действительно может радоваться, когда к человеку приходит радость, — в отличие от прочих органов. Поэтому сказано в стихе «не вмешается чужой» — все органы, кроме сердца, считаются чужими душе человека, поскольку они не мучались вместе с ней.

Сказанное помогает нам понять слова мудрецов (Талмуд, Таанит 30 б): «Тот, кто скорбит об Иерусалиме, удостоится увидеть его в радости». Тот, кто скорбит о разрушении Иерусалима, по-настоящему связан с Иерусалимом, и поэтому только он сможет радоваться, когда Иерусалим будет отстроен.

Это объясняет, почему именно добрые дары, данные нам Всевышним, приобретаются через страдания.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Праведник, которому плохо, и грешник, которому хорошо

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.