Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Религиозные евреи много читают, поэтому носят очки. Как священные книги могут портить зрение?

Темы: Награда и наказание, Свобода выбора, Заповеди, Изучение Торы, Здоровье

Отложить Отложено

Шалом, вопрос даже скорее из области медицины. Немало религиозных евреев носят очки, потому что много читают, так же — светские учителя, профессора, впрочем, почти все учёные мужи. Как можно объяснить факт того, что чтение книг способствует ухудшению зрения? Ведь, казалось бы, книги полезная вещь, тем более — Священные. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Если честно, не уверен, что зрение ухудшается именно благодаря чтению. На Западе вообще очки носят в наше время чуть ли не большинство людей, даже те, кого не назовешь особенно ученым. Многие уже с детства, другие с подросткового возраста. И это воспринимается не как «слабость», а как норма.

Согласно одному исследованию, близорукость широко распространилась именно в последнюю эпоху — в развитых азиатских странах до 90% людей носят очки, тогда как в предыдущих поколениях почти никто в них не нуждался. И хотя велик соблазн связать это с распространением грамотности, более детальные исследования не подтвердили прямую зависимость от чтения. Да и если посмотреть на портреты ученых и раввинов прошлого, не многие будут в очках (их изобрели в средневековье, но изначально только для дальнозорких!).

И многие ученые склонились к предположению, что на остроте зрения негативно сказывается в первую очередь долговременное пребывание в закрытых помещениях. Исследования, проведенные в Европе, Австралии и Азии, раз за разом указывали на то, что люди, часто бывающие на открытом воздухе, гораздо меньше склонны к близорукости, чем домоседы.

А ведь именно это является одним из главных отличий современности от былых времен. В прошлом большинство людей трудились на полях или охотились (или рыбачили). И даже знать не отсиживалась в своих дворцах и усадьбах, любила прогулки и охоту, да и часто воевала — тоже на воздухе.

Теперь же аграрное общество уступило место индустриальному и большинство людей трудится в помещениях: в офисах или на заводах. Да и те, кто находится в поле — будь то поле пшеницы или поле боя, — часто при этом сидят в машинах и глядят в мониторы. И досуг тоже всё больше людей проводит за экраном. (Разумеется, ковид с его локдаунами только усилил эту тенденцию.)

Почему пребывание на открытом воздухе полезнее для зрения? Высказывают предположение, что дело в солнечном свете, который ярче искусственного и в целом благотворно воздействует на глаза, а также — что на улице глаза больше натренированы фокусироваться на отдаленных предметах, а в помещении смотрят на ближние объекты. Так или иначе, это уже действительно вопрос скорее для науки и медицины.

Тем не менее, здесь Ваш вопрос актуален, можно его даже заострить: по словам мудрецов (Санхедрин 26 б), «Тора обессиливает человека». Необязательно даже зрение, а вообще его тело. В жизни всё-таки не каждый мудрец Торы непременно физически хил и изможден, но и необязательно здоровый богатырь. Почему же выполнение заповеди первостепенной важности — заповеди изучения Торы — не способствует улучшению состояния тела?

Среди прочего, потому, что иначе могли бы возникнуть сомнения в искренности нашей приверженности Торе. А именно: песня «закаляйся, если хочешь быть здоров» превратилась бы в «учи Тору, если хочешь быть здоров». А учить Тору надо не потому, что хочешь быть здоров, а потому, что хочешь учить ее саму. Потому что хочешь выполнить самую важную заповедь, служить Б-гу, познавать Его и приближаться к Нему. То есть, как у нас выражаются, Тору надо учить ли-шма — «во имя ее самой», а не ради каких-то побочных выгод.

И действительно: об искренности человека в любом деле, среди прочего, свидетельствует цена, которую он готов заплатить за участие в нем, за его успех. Более того, сказано (Бемидбар 19:14): «Вот Тора (т. е. учение): если человек умрет в шатре…». И мудрецы толкуют: Тора усваивается только человеком, который готов умереть ради нее (в «шатрах», где ее изучают). Именно готовность пожертвовать многим ради изучения Торы доказывает, что человек любит ее — и заслуживает того, чтобы усвоить ее и получить за ее изучение награду.

Похожий вопрос можно задать о любом аспекте благосостояния человека: почему изучение Торы не дает автоматически богатства, славы и т. д.? А по тем же причинам: иначе велик был бы соблазн только ради этого и изучать Тору.

А также, если бы ее изучение непременно приносило все эти блага, это в определенной степени лишало бы нас свободы выбора: было бы очевидно, что Тора дана Б-гом. Который, значит, существует. А раз так, конечно, надо соблюдать все Его заповеди и воздерживаться от нарушений. Не потому, что я считаю это правильным и люблю Б-га, а потому, что Он показал мне медный грош (а, значит, и нож имеет на случай неповиновения).

А Б-г хочет, чтобы мы изучали Тору и выполняли заповеди по своему выбору и желанию, имея возможность сделать и иной выбор. А это возможно только в том случае, если в нашем мире не будет видимых различий между двумя путями: и так, и так жизнь человека может пойти по-всякому. Только тогда выбор будет по-настоящему в том, служить Б-гу или нет.

Дай Б-г нам всем сделать правильный выбор вне зависимости от ситуации.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Повеления, Уставы, Законы…

Рав Овадья Климовский

Какие виды Законов соблюдал Авраам?

За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?

Рав Натан Агрес

С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?

О важности изучения Торы

Журнал «Мир Торы»

Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Ваешев. Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.