Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий может стать праведником, как Моше Рабейну, или злодеем, как Йеровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым… Лишь он сам по своему разумению направляется по тому пути, который изберёт»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 5, 2

Не спорьте ради спора

Отложить Отложено

 

Сегодня предлагаю тяжелый урок. Тяжелый в смысле логики и выводов.

Сначала познакомлю вас с темой и удивительным выводом, который последует в конце. Вы спросите – зачем я опережаю события? Да затем, чтобы любой читатель мог сразу определить, стоит ли ему вообще читать эту статью.

Сначала тема урока. Вот она: принято считать, что евреи за свои плохие дела были изгнаны со Святой земли, после чего за ними "ушел" Всевышний, Который обещал не оставлять Свой народ.

А вот финал нашего урока, его вывод: оказывается, порядок был несколько иным: евреи своими плохими делами "изгнали" Всевышнего из Эрец Исраэль, после чего Тот "взял" их с Собой.

Приступаю к раскрытию темы. Есть в Торы совершенно бесподобный отрывок (книга Бемидбар 35: 33,34): "И не оскверняйте (ולא תחניפו) Страну, на которой вы (поселились)… И не оскверняй (ולא תטמא) Страну, в которой вы живете и где обитаю Я, потому что Я, Всевышний, обитаю среди сыновей Израиля".

Вопрос: почему несколько раз повторяется одно и то же: "живете", "обитаю", "обитаете", "в Стране", "в вашей среде"? Кто в ком обитает?

Согласитесь, что стих требует комментария. И комментарий, который сейчас вам будет предложен, способен поразить буквально любого. По крайней мере, меня он в свое время поразил до крайности. Читайте внимательно.

Причем читать начнем с Талмуда (трактат "Псахим"): "Там, где принято зажигать свечи накануне Йом-Кипура, зажигают их. Там, где не принято, – не зажигают".

Вы не находите, что тут нет информации? Как хотите, так и поступайте со свечами накануне Йом-Кипура. Зачем тогда об этом говорить? Какое тут дано правило?

Ответ дает сам Талмуд: "Тот, кто говорит, что надо зажигать свечи накануне Йом-Кипура, и тот, кто говорит, что зажигать не надо, – оба правы! Сказал рав Йеошуа: есть стих в Торе: "Твой народ – все праведники, навечно унаследуют Страну". Его прокомментировал мудрец Рава: тот, кто говорит, что надо зажигать свечи накануне Йом-Кипура, и тот, кто говорит, что не надо зажигать, – оба правы!"

Мы только что прочли короткий отрывок из Талмуда. Согласитесь, почему-то из приведенного стиха Торы совсем не видно, что оба спорщика правы. И это неслучайно.

Спор двух высокоученых евреев относительно закона Торы направлен не на то, чтобы один опроверг другого, а на то, чтобы обнаружить истину. Ведь здесь, в нашей цитате, даже не приводятся аргументы ни одной из сторон. Кому не известно, что без аргументов спора не бывает? Вывод: каждый раз, когда евреи спорят ради истины, – они являют собой святой народ. Такое толкование стиха дает великий Рава.

Но должно же быть хоть какое-то ограничение в спорах!

Скажите мне: когда спорщики называются праведниками? – Лишь тогда, когда происходит нечто, похожее на пример из Талмуда: люди спорят по поводу свечей в Йом-Кипур; обе группы приводят аргументы, но никто не подозревает противников в том, что те (ндБ) нарушают Йом-Кипур. Наоборот, каждая из сторон уважает другую и верит, что та соблюдает Тору в том же объеме и так же искренне, как она сама.

Но, к сожалению, иногда случаются в среде евреев споры другого толка, когда каждая из сторон заявляет: мы говорим одно, а те другое, следовательно: они Тору не соблюдают! А поэтому их надо заставить соблюдать ее так, как делаем мы, по нашим правилам. Спорщики указанного типа не просто далеки от праведности, они – злодеи. Те самые, что, живя в Стране, оскверняют ее, делают нечистой.

Об этом написал выдающийся ученый Нового времени, раби Нафтали Цви Йеуда Берлин (1817-1893), сокращенно Анецив. Его слова напечатаны в сборнике ответов на вопросы, которые посылались ему из разных стран. Один из вопросов касался спора между двумя общинами. Мудрец написал:

Такие спорщики вносят зло, убивают душу и губят честь еврейского народа. Огонь их спора поднимает облако, застилающее глаза, которые теперь не могут различить правды. Это огонь уничтожения, или, другими словами, плохое начало в человеке. Именно оно уничтожило Первый и Второй храмы в Иерусалиме. И следует заметить, что врожденное стремление к злу не уговаривает человека совершить открытое нарушение или пойти на поводу у сердца, одержимого эгоистическими страстями, нет, оно толкает к заповеди Торы, в соблюдении которой оно, плохое начало, увидело скрытое зло.

[От себя замечу, перебив цитату из Анецива: само по себе соблюдение заповеди является добром. Но и заповедь можно применить к злу. Например (ндБ), заехать своим тфилин другу в лоб. Удачный пример? (Я не уверен.) Или как у нас в статье: уничтожить противника "ради торжества Торы", или просто ради идеи.]

Так произошло, – продолжает Анецив, – во времена Храма, когда расплодились в Израиле убийцы. Причем одни убивали в силу открытого злодейства, другие – в рамках "борьбы за Тору". (Сейчас говорят: по идеологическим причинам.)

А теперь внимание. Ударная часть статьи!

Об этом сказано в стихе Торы, приведенном в самом начале. Дважды сказано "не оскверняйте Страны".

Первый раз – о первом сорте преступлений: не убивайте друг друга. Здесь употреблен глагол "осквернять" – в том смысле, что не делайте ее мерзкой.

Второй раз – об "идеологических" убийствах. Тут употреблен другой ивритский глагол – с тем же переводом "осквернять", но значение которого – делать ритуально нечистым.

Получается, что убийства "ради Торы" делают Страну нечистой. Но сказали мудрецы: Творец не "обитает" там, где нечисто. Значит, убийства такого сорта "изгоняют" Всевышнего из среды евреев.

С другой стороны, сказано: "Я, Всевышний, обитаю в среде евреев". Следовательно, когда евреи "изгоняют" Всевышнего из Страны, Он "забирает" с Собой евреев в изгнание.

Об этом и сказано: не оскверняйте Страну злодейскими убийствами и не оскверняйте Страну идеологическими убийствами, ибо "Я в ней обитаю". Иначе Мне придется ее покинуть. И вы пойдете за Мной – "потому что Я обитаю в среде сыновей Израиля".

Кстати, здесь лежит одно из объяснений удивительного еврейского феномена – почему в иудаизме нет сектантства. Секты и ереси бывают только там, где за истину не жалко чужого живота.

Тяжелый урок? Ну, так я и обещал. Не спорьте ради спора, не обижайте других ради полемики, не делайте из диспута ранящее оружие. И тогда Всевышний не покинет еврейскую Страну, прихватив (ндБ) с Собой нас, ее жителей.

Теги: Тора, Страна