Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Говорящий: «Вот я обязан дать сэла на милостыню» — или: «Эта сэла — на милостыню» — должен отдать ее бедным немедленно. А если он не отдал сразу, хотя мог это сделать, — он нарушил запрет откладывать исполнение обета. Если же рядом с ним нет бедных, должен он отделить эту монету и отложить ее до того времени, пока не встретит бедных.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Не кажется ли вам, что Всевышний слишком уж сурово испытывает и судит людей?

Темы: Страдания, Награда и наказание, Предназначение, Свобода выбора, РАМХАЛЬ, Суд, Ангел, Животные

Отложить Отложено

Здравствуйте! Не кажется ли Вам, что Всевышний слишком уж сурово испытывает и судит людей? Почему ангелы заслужили сразу быть праведными, а мы нет? Почему нам приходится и здесь, на земле, тяжело, и после смерти нас будут судить и опять могут отправить на землю в виде травы, рыбы, птицы и т.д.? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

В основе Ваших вопросов — почему мы не как ангелы и почему нас могут опять отправить на землю в виде животных — лежит предположение, что ангелом быть хорошо, а животным плохо.

Да, нам может так казаться. Но, поскольку никто из нас в этой жизни не был ни «в шкуре» ангела, ни в шкуре животного, тем более — растения, у нас на самом деле нет никакого понятия, что это такое. Ни то, ни другое.

Между ангелами и животными

Более того, у ангелов и животных, интересным образом, есть общая черта: у них нет свободы выбора. Они «запрограммированы» делать то, что велит им Б-г, по сути, «зомбированы», такими они созданы. Животные «понимают» инстинктом, ангелы, вроде бы, разумом, но это дела не меняет. Они выполняют свои действия с желанием и наслаждением, но на всё это они запрограммированы.

Да, в теории, ангелы получают высшее наслаждение от своей близости к Б-гу, служения Ему, а животные максимально приземлены и далеки от «небесных» наслаждений. Тем не менее, наслаждаются и они: каждый — своей едой, комфортными для себя природными условиями, а свинья — да, своей грязью.

Им просто многого не надо — как человеку в младенческом возрасте достаточно для комфорта и наслаждения чистого белья, бутылочки и соски. И улыбки окружающих. И вот какой он веселый — веселее многих взрослых! Неслучайно ангелы часто представляются человеку в виде детей — они тоже такие.

Почему они заслужили быть праведными? Они не заслужили! Они такими созданы. И поэтому заслуг у них нет. И наслаждение свое они получают не в награду, а как животные, чисто по милости Б-га.

Тогда как человеку дана свобода выбора, так он создан. Он может поступить хорошо или плохо и, если сделает правильный выбор, то награду именно что заслужит. Заработает.

А это гораздо большее удовольствие и удовлетворение.

Так объясняет Рамхаль. Он спрашивает: если цель Б-га — дать человеку награду и вечное наслаждение в Будущем мире, почему Он сразу не поместил человека туда и не дал ему это наслаждение? Почему сначала надо пройти через жизнь в этом мире, такую трудную?

И отвечает: по своей природе человек получает удовлетворение от того блага, которое заработал, только тогда по-настоящему ценит его. А благо, которое не заслужил, ощущает подачкой, оно для него, скорее, унизительно. Поэтому Б-г поместил человека в этом мире, где он должен трудиться, делать выбор, совершенствовать себя и мир и, таким образом, зарабатывать награду. Тогда она даст ему удовлетворение.

Но почему Б-г создал человека таким, что ему приятна только заработанная награда? Не лучше ли было сделать так, чтобы ему была приятна награда, полученная даром? И не пришлось бы мучиться на этом свете и проходить через испытания? В этом, по сути, и Ваш вопрос: почему бы не создать человека таким же, как ангелы?

Ответ такой: оно того стоит. Заработанная награда приносит гораздо большее удовлетворение — потому что так мы уподобляемся не ангелам, а Самому Б-гу!

Он ничего от других не получает, Он Сам творит, а потом делится Своим творением с другими (Своими созданиями). Это и есть высшее благо и наслаждение. И человек тоже получает максимальное удовольствие, когда строит, творит, а затем делится плодами своего труда с другими. Пишет книгу и дает другим читать, или музыку и дает слушать. Готовит еду и дает другим есть. Строит дом и дает другим в нем жить. Побеждает врагов, преступников, болезни и дает людям шанс пожить без этих напастей.

Это чувство достижения нам дано испытать уже в этом мире — в этом плане нам тоже «лучше» — и чем животным, и чем ангелам. А в Будущем мире помимо этого будет великая награда — такого же типа, достижение и полноценность души (опять же, подобная полноценности Самого Б-га).

Судит ли нас Б-г слишком строго?

Нет, все-таки не слишком строго. Наоборот, представляется, что суд Б-га милосерднее всех, известных нам.

Ведь, глядя на мир, поражаешься, насколько люди друг друга не понимают и как несправедливо подчас судят. И отдельные люди, и разные общества — друг друга («либералы» и «патриоты» и т. п.), и разные страны. Всякий, кто чем-то отличается от меня или от «нас», естественным образом воспринимается как живущий «неправильно». Всякая высказанная мысль, идущая вразрез с «нашим» пониманием, считается глупостью, ложью. Всякое действие, отличное от того, которое принято у нас в данной ситуации, объявляется злонамеренным. Или просто — человек что-то сказал, а его не так поняли.

И даже судьи, старающиеся быть непредвзятыми, мало что могут поделать, когда человек нарушил букву закона. Они могут принять в расчет какие-то смягчающие обстоятельства, но все-таки закон есть закон и горе тому, кто его нарушил. Хотя известно, что закон не всегда равняется справедливости.

Тогда как Б-г — Единственный, Кто полностью понимает каждого человека. Его характер, менталитет, его историю и опыт. Кто он и откуда, что с ним произошло, какое получил воспитание, какие впечатления от дальнейшей жизни, что его вдохновило, что обожгло, разозлило, потрясло.

И в конкретных обстоятельствах тоже: в какой мере у человека был выбор, что он ощущал, что толкало его в ту или иную сторону. Что реально мог сделать, а что не мог. Насколько был искренним в своих намерениях. Что именно имел в виду, а чего и в мыслях не было. И вердикт выносит на основе всего этого. Справедливее невозможно.

И, даже если кому-то для исправления надо вновь побыть в этом мире в виде животного или растения, откуда нам знать, насколько это хорошо или плохо? В плане упомянутой сложности выбора быть животным явно легче (или человеком-младенцем, поэтому, когда, не дай Б-г. умирают дети или младенцы, это значит, Б-г послал чью-то душу сюда ненадолго, только ради небольшого исправления того, которое было необходимо).

Знаем мы одно: Б-г полностью понимает каждого из нас и абсолютно справедлив. Лучше не придумаешь.

И даже непростые времена в этой жизни — это возможность усерднее трудиться и заработать бОльшую награду. Как солдаты зарабатывают награды именно во время войны. И врачи, хотя всегда спасают людей, особую награду зарабатывают именно сейчас, борясь с пандемией.

Так что продолжим молиться Б-гу о спасении, но в то же время используем все данные нам возможности для максимально продуктивного труда и достижений.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Есть ли свобода выбора?

Мирьям Климовская

Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Что такое «Бейт дин»?

Рав Реувен Пятигорский

И как туда обращаться ...

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...


Наш праотец Авраам дает нам хороший пример гостеприимства. Мудрецы говорят, что его шатер был открыт на четыре стороны — для каждого гостя. Мы расскажем о правилах и традициях, рекомендуемых тем, кто желает по-настоящему исполнить эту заповедь. Читать дальше