Почему Б-гу надо было продиктовать Тору Моше?25 октября 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Последние 15 стихов Торы описывают смерть Моше. Талмуд (Бава Батра 15а) обсуждает, кто их написал: Йеошуа или сам Моше слезами. Но почему Сам Б-г не мог их написать? Почему вообще Б-гу надо было продиктовать всю Тору Моше? Ведь Он мог написать ее целиком и отдать Моше в готовом виде! Читать дальше |
|
Почему Б-г не разрешил Моше войти в Землю Израиля?30 июня 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Б-г не разрешил Моше вместе с евреями войти в Израиль после выхода из Египта? Наум Читать дальше |
|
После создания золотого тельца еврейский народ стал уже не народом Всевышнего, а народом Моше?8 июня 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Рав Бенцион, здравствуйте. Заинтересовал момент в нашей истории. Моше Рабейну не хотел, чтобы Всевышний уничтожал еврейский народ после греха золотого тельца, и сказал Б-гу, что если Он уничтожит народ, то тогда пусть будет стерто его (Моше) имя из Торы. В этот момент, как я понимаю, еврейский народ стал уже не народом Всевышнего, а народом Моше. Моше получил от своего народа очень неприятные ощущения. Народ Моше предал своего лидера, забыл его и посчитал его вообще неживым. Тем не менее, Моше не предал свой народ, хотя ему приходилось потом видеть каждый день и общаться с этими людьми, которые ему как бы плюнули в душу. В одном из ответов на сайте сказано, что, если человек неблагодарный, то не нужно иметь с ним больше дел. Но Моше все равно имел дела с неблагодарными людьми. Всевышний же каждую секунду нас прощает, хотя мы не очень-то благодарны бываем… Так как же поступать нам, обычным людям? Арье Читать дальше |
|
Фрейд — еврей?1 июня 2017 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Я прочитал в книге Зигмунда Фрейда «Моисей и монотеизм» о том, что Моисей-таки не еврей, а египтянин. После этого я не могу не чувствовать отвращение к евреям и к себе. Что теперь будет со мной и моей семьей? Ройбак Олег, Белая Церковь, Украина Читать дальше |
|
Как Моше с одного места мог увидеть всю Землю Израиля?22 января 2017 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом. У меня такой вопрос. В главе Лех Леха Б-г говорит Аврааму: «14. Подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты, на север и на юг, на восток и на запад; 15. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее и твоему потомству навеки» (Берешит 13). После чего, как мы читаем дальше, Авраам исходил землю вдоль и поперек. А когда евреи подошли к земле Кнаан после 40 лет хождения по пустыне, Б-г сказал Моше почти то же самое, взойти на гору и посмотреть на всю землю. И у меня такой вопрос. Как Моше с одного места мог увидишь всю землю Израиля, и почему Аврааму нужно было исходить всю землю, почему недостаточно было просто посмотреть? Или, когда он смотрел, он не видел ее всю так, как видел ее Моше? Заранее спасибо за ответ. А. Читать дальше |
|
В кого превратился посох Моше — в змея или в крокодила?20 января 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Подскажите, пожалуйста, в книге Шмот, когда Моше в присутствии фараона бросил свой посох и он превратился — в Торе, которая у меня имеется, сказано, что в крокодила, в других переводах — в змея. Есть тут какой-то спорный момент или несоответствие? Спасибо. Виталий Читать дальше |
|
Почему о месте захоронения Моше неизвестно никому?15 сентября 2016 года, отвечает Рав Яков Гельфман Уважаемый Рав! У меня вопрос: почему в Торе пишется, что место захоронения Моше неизвестно никому? Почему Всевышний не передал нашему народу место захоронения нашего Учителя? Ведь мусульмане утверждают, что в Коране написано: место захоронения известно лишь Аллаху. С уважением, N. Читать дальше |
|
Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар?12 августа 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. В первой главе книги Дварим Моше рассказывает об истории с разведчиками. «Но вы все подошли ко мне и сказали: “Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге, по которой выходить нам, и о городах, в которые мы войдем”» (Дварим 1:22). Но в Бемидбар 13:1—2 говорится: «1. И говорил Господь Моше так:2. Пошли от себя мужей, чтобы высмотрели землю Кнаана, которую Я даю сынам Исраэля. По одному мужу от колена его отцов пошлите, каждый знатен среди них». Там же Моше говорил, что из-за случая с разведчиками он получил в качестве наказания запрет войти в Эрец Исраэль («37.Также и на меня прогневался Господь из-за вас, говоря: И ты не придешь туда»). Но в Бемидбар 20:12 сказано, что это наказание Моше получил в результате событий в Кадеше («И сказал Господь Моше и Аарону: за то, что вы не дали Мне веры, чтобы явить Мою Святость на глазах у сынов Исраэля, Потому не приведете вы это общество на землю, которую Я дал»). Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар? Спасибо. Ицхак Читать дальше |
|
Почему перед молитвой Амида мы делаем именно три шага вперед?5 июля 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! Пытаюсь найти ответ на следующий вопрос. Почему перед Амидой (молитвой) мы делаем именно 3 шага вперед? Везде написано, что Моше при восхождении на Синай преодолел 3 препятствия, отделявшие его от Шхины (присутствия Всевышнего): мрак, облако, туман, т.е. прошел 3 этапа святости. Что олицетворяют эти препятствия? И есть ли еще другие объяснения? Спасибо большое за ответ. М. Читать дальше |
|
Почему создание золотого тельца — идолопоклонство? Ведь народ искал замену Моше, а не Б-гу?7 марта 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Согласно многим комментаторам, во время Синайского Откровения народ достиг уровня Адама — до того, как он стал смертным. Как получилось, что смогли убить Хура? Ведь это произошло до создания золотого тельца. Почему Тора умалчивает о последствиях нарушения одной из 10-ти заповедей — «Не убей», которую все слышали? И в то же время обвиняет народ в идолопоклонстве, которого не было? Ведь народ искал замену Моше, а не Всевышнему, и Он сам прощает народ по слову Моше. Если бы идолопоклонство было на самом деле, Он бы их не простил! Кальман Читать дальше |
|
Моше и Яаков видели Всевышнего лицом к лицу?21 января 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Написано, что Моисей видел Всевышнего лицом к лицу, и также Яков назвал место борьбы с ангелом — Пенуэл, ибо видел Всевышнего лицом к лицу и не умер. Но ведь написано, что Всевышнего никто никогда не видел. И если увидеть Его лицо — смерть. У меня на этот счет есть свое мнение, но хотел бы услышать толкование раввинов, и может, вы сможете объяснить с точки зрения иудаизма, как можно это понять. С. Читать дальше |
|
Почему Паро не попытался «ликвидировать» Моше?17 января 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский День добрый! Вопрос в связи с прошедшим Песахом: почему Паро никак не попытался «ликвидировать» или сослать куда подальше Мойше рабейну? Даже если учесть, что один раз уже его казнить не вышло, можно было попытаться вырвать язык, выслать за город, ну и т.д. Почему Паро всё это спокойно слушал и терпел, видя, что ничего не может противопоставить самим казням? Ishayahu Читать дальше |
|
Кто был инициатором отправки разведчиков в Святую Землю? Всевышний или народ?31 мая 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Уважаемые раввины! Читаю Библию в Синодальном переводе и возник вопрос. Числа 13:2-4; Второзаконие 20:23. Кто был инициатором отправки соглядатаев? Я более чем уверен, что в Библии нет противоречий, но не могу понять этот текст. Возможно, здесь недостаток перевода. Заранее благодарю за ответ. Александр Читать дальше |
|
Чем отличается скала ЦУР, по которой Моше ударил, от скалы СЭЛА, с которой надо было говорить?27 апреля 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Чем отличается скала ЦУР, по которой ударил Моше, в книге Шмот от скалы СЭЛА, с которой надо было говорить, в книге Бемидбар? Спасибо. С ув., Виктор Читать дальше |
|
Вредно ли гордиться собой?20 апреля 2015 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемый Раввин! Шалом. Скажите, пожалуйста, что для нас сегодня означает смирение? Пока Шауль был маленьким в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним, но со временем гордость наполнила его сердце и он перестал быть послушным Б-гу. Какой вывод мы можем сделать об этом сегодня, и чем нам может быть полезна данная история? Спасибо. Сергей Читать дальше |
|
Кто сказал, что у нас правильный текст Торы?16 сентября 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. Как, мы евреи, изучающие Тору, можем быть уверены, что она сохранилась такой, какой была при Моше-рабейну? Тора прошла через столько веков, через столько стран и рук. Она могла попасть в руки других народов, которые могли поменять в ней события. Те же раввины могли изменить ее так, чтоб она соответствовала их видению, их понятию. Как же мы можем быть уверены, что те законы Торы, которые там написаны, исходят от самого Б-га? Тору ведь писали люди, а люди грешны, даже Моше-рабейну был грешным, что говорить о других раввинах????!!!!!! М. Читать дальше |
|
Где находился медный змей, что все, кого кусали змеи, мог его увидеть?2 мая 2014 года, отвечает Рав Моше Абрамович Скажите, пожалуйста, уважаемый рав! Где находился медный змей, что все, кого кусали змеи, мог его увидеть? И куда он делся потом, после того, как змеи перестали кусать? Спасибо, с уважением, Н. Читать дальше |
|
Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа?22 апреля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав! Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа? Ведь были не менее достойные кандидатуры: Пинхас, Отниэль, которые, по некоторым мнениям, превосходили Йеошуа в учености и знании Торы. С уважением, Н. Читать дальше |
|
Неужели Моше предался гордыне?12 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав Климовский! Спасибо за ответ про ангела милосердия. Позвольте вопрос о наказании Всевышним Моше за фразу «А что слишком трудно для вас, представьте мне» (см. Раши на Бамидбар 27:5). Неужели для Всевышнего эта фраза в устах Моше (Дварим 1:17) прозвучала излишне горделиво? Ведь подобное (или то же самое?) установление было принято Моше по совету Итро с согласия Творца (Шемот 18:19—24 и см. Раши там) И кроме того сама Тора свидетельствует, что Моше — скромнейший из людей. Спасибо за разъяснения. Александр Читать дальше |
|
«Или простишь им, или сотри и меня из Твоей Книги»?8 июля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Почему в главах Торы Трума и Тецаве не упоминается имя Моше? Д. Читать дальше |
|
Переписчики — виновники противоречий в Библии?27 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин! Пишут, что в ТаНаХе есть противоречия в некоторых местах. Например: «Ряд противоречий в Библии следует отнести к ошибкам переписчиков древних рукописей, и это, похоже, один из таких случаев, так как в некоторых древних рукописях в тексте 2Цар 21:8 говорится о Мерове, сестре Мелхолы. И действительно, женой Адриэла была не Мелхола, а Мерова (1Цар 18:17—20). Мерова, как старшая дочь Саула, была обещана Давиду за победу над Голиафом, но Саул выдал Мерову за Адриэла из Мехолы. Давиду же досталась Мелхола, которая любила его. Но у Давида не было детей от Мелхолы, и, к тому же, говорится, что она умерла бездетной (2Цар 6:23). В то время, когда Давид был в бегах от Саула, Саул выдает Мелхолу, жену Давида, другому человеку — Фалтию из Галлима (1Цар 25:44). При этом нигде не упоминается, были ли дети у Фалтия. Так что, если мы сложим все эти тексты, то становится ясно, что на каком-то этапе кто-то сделал описку и в тексте 2Цар 21:8 перепутал имена дочерей Саула, написав “Мелхола” вместо “Мерова”, вероятно будучи под влиянием схожести написания слов “Мелхола” и “Мехола”». Что имелось в виду в этих местах I и II книг Шмуэль? Кто — жена Адриэла? Как толковать «числовые» несоответствия: «Противоречие № 4: Сколькими годами голода пророк угрожал Давиду? 7 (2-я Царств 24:13) 3 (1-я Паралипоменон 21:12)» и приведено еще много. Считаются ли в Иудаизме неизмененными и точными, без ошибок, все книги ТаНаХа, или только Хумаш, а в других возможны и допускаются разночтения? Спасибо. С уважением, О. Читать дальше |
|
Моше вынес Мишкан за пределы стана?25 мая 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом вам. Скажите, в Недельной главе мы читаем, что Моше вынес Мишкан за пределы общества. Есть ли повеление, чтобы он снова поставил его внутри стана? Или Мишкан так и был вне стана до самого их вхождения в землю Кнаан? Спасибо. Шимон Читать дальше |
|
Что мог знать Моше о законах Творца до выхода из Египта и Синайского Откровения?28 февраля 2013 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Многоуважаемый Рав! Мой вопрос: что и от кого мог знать Моше о Законах Творца до выхода народа из Египта и Синайского Откровения? С уважением, Шимон Читать дальше |
|
Как евреи могли усомниться в Творце после стольких чудес?17 февраля 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Шалом, квод арав. Недельная глава Бешалах, стих 14:11 говорит нам о сомнениях народа, а стоило ли выходить из Египта: «Разве нет могил в Египте, что ты взял нас погибать в пустыне? Что ты сделал с нами, выведя из Египта? Разве не об этом мы говорили тебе в Египте, сказав: отстань от нас, и мы будем работать на египтян? Потому что лучше нам служить египтянам, чем умереть в пустыне». Т.е. из Мицраима телом вышли, а душой остались. Хотя каждый из вышедших и был живым свидетелем невероятных десяти казней египетских, на его глазах все происходило, воочию, не отец сыну пересказывал… Стих 14:31 говорит нам: «И увидел Израиль великую руку, которой вершил Господь [суд] над египтянами, и благоговел народ пред Господом, и поверили они в Господа и в Моше, раба Его». Тора использует глаголы לירוא — וייראו, להאמין — ויאמינו . Произошло качественное изменение состояния народа Израиля. Народ устрашился Ашема и поверил в Него и в Его раба, Моше. Именно после наказания Египта. Но практически сразу (стих 15:24) народ стал жаловаться на Моше: «И жаловался народ на Моше, говоря: что нам пить?..» Тора так и говорит על מושה, не Моше стали жаловаться, а на Моше, т.е. люди друг с другом общались, жаловались, а до Моше лишь слухи об этом доходили и общее недовольство. Вот и вопрос. Но как, как?? можно было сомневаться, усомниться в добрых намерениях Ашема, в Ашеме после таких, стольких и таких чудес, не просто чудес, а явного, почти осязаемого проявления Творца? Народ жаловался на Моше, но приняв и поверив в Моше, народ фактически жаловался на Г-спода, просто напрямую гневить Г-спода народ боялся, а Моше, хоть и пророк, но человек, на него жаловаться было проще. Я рискну предположить свой ответ — очень трудно отвыкнуть от старых привычных «истин», перестроиться на новые рельсы. Но тут ведь такое явное раскрытие Б-жественного проявления… И так недавно, так близко… Непонятно. Николай Читать дальше |
|
Моше знал из Торы обо всем, что произойдет. И все же отправил разведчиков... Почему?4 февраля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Получив Тору на горе Синай и несмотря на то, что в ней описаны все дальнейшие события, связанные с мераглим (разведчиками), Моше рабейну, тем не менее, отправил мераглим, заранее зная известный результат. Почему? Э. Читать дальше |
|
Когда умерла Мирьям, колодец, сопровождавший евреев, иссяк. Но потом он снова упоминается...22 августа 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Вопрос по главе «Хукас». Сказано, что умерла Мирьям и иссяк источник. Но после источник упоминается в рассказе про сомкнувшиеся скалы… Это один и тот же источник или разные? И после (21, 18): «Колодец, который князья выкопали, вырыли его вожди народа жезлом, посохами своими!» (Раши: Это колодец, который выкопали князья — Моше и Аарон; вырыли его вожди народа жезлом — через законодателя… по велению Моше, который назван законодателем). Это уже другой колодец? S. Читать дальше |
|
Почему фараон разрешил своей дочери оставить Моше?18 июля 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему фараон разрешил своей дочери оставить Моше, ведь он должен был понимать, что это не ее сын, а еврейское дитя? Дмитрий Читать дальше |
|
Если евреи получили Тору на горе Синай, значит, они знали всё, что с ними случится дальше?12 июля 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Уважаемые раввины! Давно не могу найти ответ на детский вопрос — если евреи получили Тору на горе Синай — значит, все события, там описанные, им должны были быть известны заранее — включая их собственную гибель в пустыне и прибытие в страну Израиля следующих поколений… Однако создаётся впечатление, что для участников истории всё это было неожиданностью? Слышал предположение, что текст Пятикнижия был записан слитно… Или получены были только скрижали? Уверен, что я не первый, кто задал такой вопрос — помогите разобраться! Кого ни спрашивал — смотрят косо! Заранее спасибо!!! Читать дальше |
|
Что за ангел хотел убить Моше?14 февраля 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав. Вопрос по прошлой недельной главе. Что там за ангел хотел убить Моше? И это сразу после встречи со Вс-ним, где было обещано величие и успех? Комментируют, что смерть Моше заслужил, не сделав обрезание сыну. У него сын от нееврейки. Вообще-то, по словам Торы, нужно обрезать всех мужчин в доме на 8 день, почему же тогда детей от неевреек не обрезают? И потом, Иешуа приказал сделать обрезание всему Израилю перед завоеванием Святой Земли. Значит, они ходили по пустыне необрезанные? Комментируют, что в дороге можно с энтим повременить, а в Святой Земле без этого — никак. Но Моше тоже был в дороге из Мидьяна и шел таки не в Святую Землю, а в Мицраим. Шломо Читать дальше |
|
Автор Тании полагал, что Моше недоставало веры в Б-га?31 октября 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шолом Алейхем, рав Бенцион! Извините, что отнимаю у вас время, но мой вопрос к вам требует предисловия. Есть такой портал в интернете «Заметки по еврейской истории», руководимый Евгением Берковичем. Он давно перерос свое название, там издаются три интернетных журнала, имеются форумы и гостевая книга со свободным доступом. Теперь перехожу к делу. Не так давно кто-то вывесил в гостевой текст от вашего имени: ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ СЕРДИМСЯ, Рав Бен-Цион Зильбер: Закончилось сражение с Мидьяном. «И вышли Моше и Элазар-священнослужитель, и все предводители общины навстречу им (войскам) за пределы стана. И разгневался Моше на военачальников… возвращавшихся из военного похода… И сказал Элазар-священнослужитель воинам, ходившим на войну: Вот закон учения, какой заповедал Г-сподь Моше…» (Бэмидбар, 31:13—14, 21). Далее шли толкования, ссылки на Талмуд, рава Салантера — все по порядку, и была такая концовка: «Сказано в Тании, что чувство гнева свидетельствует о недостатке веры в Б-га: тот, кто гневается, не осознает, что все происходящее в мире не случайно». На это я, признаюсь, позволил себе такой комментарий: «Значит, гнев тоже происходит и проявляется не случайно. Второе замечание: если так, то у Моше, по-видимому, был недостаток веры в Б-га… С большим уважением отношусь к Баал-Тания (автору Тании) и потому — либо неточный перевод, либо вырвано из контекста, либо еще какой огрех…». Я понимаю теперь, что нужно было сказать это иначе. А вопрос у меня такой: был ли я неправ по смыслу? И если да, то в чем? Заранее благодарен. Песах Майбурд. Обо мне можно навести справки у р. Иеуды Авреха и р. Цви Патласа Читать дальше |
|
Почему Аарон и Мирьям не вошли в Землю Израиля?7 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! А почему Арон и Мирьям не вошли в Израиль? За что они были наказаны? А. Читать дальше |
|
Ог не имел никакого человеческого вида?14 марта 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Вот тут написано: Дварим, 3 глава, 11 стих: «Ибо только Oг, царь Башана, остался из останка рефаим. Вот ложе его, ложе железное это, в Рабате сынов Амона оно: девять локтей его длина и четыре локтя его ширина, по локтю мужа». Коммент Раши: «по локтю мужа. По локтю Ога (а не среднего человека)». Вопросы:1. Чему равен локоть Ога примерно? 2. Зачем в Торе упоминаются размеры ложа? 3. Какой был рост Ога примерно? Если ложе было 9 локтей в длину? 4. Ложе это кровать, на которой он лежал? Эрик Читать дальше |
|
Если Моше была дана Тора, значит он знал о своей смерти?13 марта 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Ребе, Шалом! Меня мучает вопрос, если Моше Рабейну дана Тора, Хумаш (600 000 символов) полностью, значит Моше (Заль) читал строки, где сказано о его смерти, и значит он знал, что при Кадеше в пустыне Цин неправильно поступит? Р. Читать дальше |
|
Какова судьба родителей Моше?30 декабря 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский 1. Что известно о родителях Моше; как их звали, какова их судьба? 2. Имя «Моше» — это египетское имя? Какое имя дали ему его родители? Спасибо за ответы. Игаль Читать дальше |
|
Как понимать загадочные слова мудрецов?8 декабря 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемые Господа! В книге «Мидраш рассказывает» р. Моше Вейсмана (изд. Швут Ами), в мидрашах по книге ШМОТ на главу Мишпатим, я нашел следующие слова ангелов, возмущенных тем, что Тора будет отдана Ашемом Моше: «Неужели драгоценная Тора, которую Ты хранил на протяжении 974 поколений до Творения, будет теперь отдана смертным? — возражали ангелы. — Кто этот человек, что он заслужил такой дар?» О каких 974 поколениях до Творения идет тут речь? С уважением, А., Москва Читать дальше |
|
Зачем Б-га зря беспокоить?1 декабря 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Мне очень интересно: 1. Что именно было записано на скрижалях завета? И если это были только заповеди, откуда появился полный текст Пятикнижия (письменной Торы?), значит письменная Тора была тоже устной в начале (передавалась устно)? Спасибо. 2. Вроде бы известно, что Энош, потомок Адама, стал поклоняться идолам. Но как это можно объяснить, если он наверняка знал, что есть только один Б-г? Благодарю. Читать дальше |
|
Как сложилась судьба потомков Моше?27 сентября 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! 1 вопрос: Почему в Торе ничего не написано о родных детях Моше (Моисея), как сложилась их судьба? Кем они стали? 2 вопрос: Что стало с приемною матерью Моше после исхода из Египта? Ася-Батья, Петербург Читать дальше |
|
Как Всевышний обращался к народу Израиля?20 августа 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый раввин, у меня возник вопрос относительно того, как Вс-вышний открывался народу Израиля в древние времена. В Бемидбар 12:6—8 сказано: «И сказал Он: слушайте слова Мои: если и есть у вас пророк, то Я, Г-сподь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним; Не так с рабом Моим Моше; доверенный он во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Г-спода зрит он; как же не убоялись вы говорить против раба Моего, Моше?» Я так понимаю, что Вс-вышний только с Моше говорил наяву, обычной речью… Где-то я читала, что традиция придерживается такой же точки зрения (возможно, я что-то не так поняла). Но при прочтении книги Йова обратила внимание на этот стих «И отвечал Г-сподь Йову из бури и сказал» (38:1). После начала искать и обнаружила, что Вс-вышний так же (не во сне и не в видении, а через бурю) разговаривал с Эйлийау (1 Мелахим 19). Скорее всего, я неправильно поняла стих из Бемидбар… Не могли бы Вы объяснить мне, как, согласно традиции, Вс-вышний обращался к народу Израиля? О. Читать дальше |
|
Моше нельзя, а им можно?14 мая 2010 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом : — )В книге «Йеошуа» говорится, что поколение, выросшее в пустыне, было необрезанным. И лишь перед входом в Землю Обетованную евреи выполнили мицву. У меня возник вопрос: почему поколение, выросшее в пустыне, не выполнило обет, несмотря на то, что было свидетелем Великих Чудес? Можно было бы ответить на этот вопрос, мол в пути есть трудности и это связано с угрозой для здоровья и жизни. Но ведь Моше-Рабейну чуть было не погиб лишь из-за того, что промедлил с этой мицвой. Он тоже находился в пути, но над ним не было Облака Славы и он не получал манну небесную.Ещё один вопрос по той же книге:5 раз повторяется фраза «хазак вэ-эмац». Что стоит за этой фразой? Почему она именно так сформулирована? С уважением, Ю. Читать дальше |
|
Где была Тора до Синая?22 февраля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток. При прочтении главы Итро озадачился. Ну, на то она и Тора, чтобы ставить нам вопросы. Моше разъяснял народу законы Бога. Хм, сказал себе я, но ведь еще не было громыхания молний на Синае? Собственно, это и есть вопрос. А., Егупец Читать дальше |