Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ог не имел никакого человеческого вида?

Темы: Ог, Моше, Мидраш, Чудеса, Овадья Климовский, Великаны

Отложить Отложено

Вот тут написано: Дварим, 3 глава, 11 стих: «Ибо только Oг, царь Башана, остался из останка рефаим. Вот ложе его, ложе железное это, в Рабате сынов Амона оно: девять локтей его длина и четыре локтя его ширина, по локтю мужа». Коммент Раши: «по локтю мужа. По локтю Ога (а не среднего человека)». Вопросы:1. Чему равен локоть Ога примерно? 2. Зачем в Торе упоминаются размеры ложа? 3. Какой был рост Ога примерно? Если ложе было 9 локтей в длину? 4. Ложе это кровать, на которой он лежал? Эрик

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Эрик!

1. Мидраш а-Гадоль описывает победу Моше над Огом так: Моше был 10 локтей ростом, он взял оружие длиной 10 локтей и, подпрыгнув на 10 локтей же, поразил Ога в… лодыжку! Если понимать этот мидраш буквально, то можно самим вычислить, какого роста был Ог, и, поделив это на три с половиной, узнать, каков его локоть. Однако эти круглые цифры дают основание думать, что мидраш имеет в виду вовсе не физические параметры описываемых людей (которые были тоже необычными, но не настолько), а что-то иное. В другом мидраше приводится от имени рабби Йоханана, что нога Ога была длиной 18 обычных локтей… Из книги Зоар, комментариев Рашбо и других можно понять, что речь идёт о заслугах Ога, ведь, по некоторым преданиям, он работал у самого праотца Авраама. Эти заслуги вкупе с его духовными возможностями (отсюда вовсе не следует, что он был праведником, речь идёт лишь о его потенциале) давали даже Моше повод сомневаться, что Ога удастся легко одолеть.

2. Аммонитяне хранили кровать Ога как предмет гордости — они сумели победить сильнейший народ, к которому он принадлежал! А Моше рабейну, говоря с народом Израиля, напомнил им о размерах Ога, чтобы они не думали: «Мы победили». Ведь без помощи Всевышнего невозможно было бы одолеть такого гиганта.

3. См. п.1. Также есть известное предание (приводится в том же сборнике), что Ог пытался сбросить на Израиль скалу километровых размеров… Рамбам же считал, что «локоть», упомянутый Торой в этом отрывке, не отличается от обычного. В книге «Путеводитель заблудших» он пишет так:

«Кровать, в отличие от одежды, обычно изготовляется не по размеру человека, а делается больше его роста примерно на треть. Соответственно, если кровать Ога была длиною 9 локтей, то сам он был не более 6 локтей росту. Безусловно, это одно из сильнейших отклонений от нормы, однако в нем нет решительно ничего невозможного». Так же считают и многие другие комментаторы. Например, Ибн-Эзра пишет: «Имеется в виду локоть обычного человека, так как если объяснять по-другому, то выйдет, что Ог был невероятно огромен, и в таком случае он уже не имеет никакого человеческого вида».

4. Как видно из предыдущих пунктов, мнения комментаторов разделились. Одни полагают, что эрес, упомянутый в этом стихе, это именно детская кроватка, доказывая это тем, что она была железная — даже младенцем Ог был необычайно силён и ломал деревянные колыбельки, поэтому пришлось сделать железную. Мудрецы обычно используют это слово именно для обозначения колыбели. Другие объясняют это слово в соответствии с его обычным употреблением в Танахе — просто «кровать». Интересно, что Хизкуни, очень авторитетный средневековый комментатор, объясняет, что эрес в данном случае означает «крепость»: Ог построил персональное укрепление, которое Аммону удалось разгромить.

Главный вывод из всех комментариев один: Ог был человек не только физически, но и духовно непростой. Победа над ним была фактически еще одним чудом, которое Б-г совершил ради заслуг Моше рабейну.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Кто сообщил Аврааму о пленении Лота?

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».