Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Моше нельзя, а им можно?

Темы: Злое начало, Рав Реувен Куклин, Моше, Брит мила, Опасность, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Шалом : — )В книге «Йеошуа» говорится, что поколение, выросшее в пустыне, было необрезанным. И лишь перед входом в Землю Обетованную евреи выполнили мицву. У меня возник вопрос: почему поколение, выросшее в пустыне, не выполнило обет, несмотря на то, что было свидетелем Великих Чудес? Можно было бы ответить на этот вопрос, мол в пути есть трудности и это связано с угрозой для здоровья и жизни. Но ведь Моше-Рабейну чуть было не погиб лишь из-за того, что промедлил с этой мицвой. Он тоже находился в пути, но над ним не было Облака Славы и он не получал манну небесную.Ещё один вопрос по той же книге:5 раз повторяется фраза «хазак вэ-эмац». Что стоит за этой фразой? Почему она именно так сформулирована? С уважением, Ю.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Ю.,

Мудрецы Талмуда (трактат Йевамот 72а) говорят, что в пустыне были неподходящие для обрезания погодные условия. Из-за этого евреям, шедшим по пустыне, делать обрезание было опасно для жизни. Закон гласит (Талмуд, трактат Йома 82а; Шулхан Арух, Йорэ Деа 157:1): если исполнение какой-то заповеди опасно для жизни, эту заповедь исполнять нельзя.

А в той ситуации, в которой находился Моше, сделать обрезание сыну не было опасно — ни для Моше, ни для сына. Поэтому Б-г хотел его сурово наказать за неисполнение этой заповеди.

Что же касается фразы хазак вэ-эмац, которая упоминается несколько раз в наставлении, которое Всевышний даёт Йегошуа, её перевод на русский — «будь сильным и мужественным». Человеку, который идет на войну, требуются два основных качества — сила, чтобы с силой ударить по врагу, и мужество, чтобы устоять в войне и не сломаться. Максимально развить эти качества Всевышний приказывает Йегошуа, которому предстоит война.

Несмотря на то, что, несомненно, этот стих говорит и о физических силе и мужестве, которые потребуются от Йегошуа в войне с народами, жившими в то время в Кнаане, основной смысл стиха — требование силы и мужества в войне с йецер а-ра (дурным началом). Ведь главная сила евреев в войне с врагами — не новейшее оружие и не физическая мощь, а помощь Творца. Как говорит царь Давид (Тэилим 20, 8): «Эти (полагаются) на колесницы, а те — на коней, а мы (еврейский народ) имя Г-спода Б-га нашего вспомним». Если евреи победят свой йецер а-ра, который мешает приблизиться к Творцу, они удостоятся помощи Б-га и разобьют всех врагов. Поэтому Всевышний приказывает Йегошуа быть сильным и мужественным в исполнении заповедей и изучении Торы именно в момент входа евреев в землю Кнаан.

Эти два качества необходимы и каждому человеку в его войне с йецер а-ра.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Книга Йеошуа

Материалы по теме


Они являются наиболее уважаемыми личностями еврейской истории, «столпами» как еврейского мировоззрения, так и других «авраамических» религий. Читать дальше