Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все пророки призывали к раскаянию, и Израиль удостоится избавления только благодаря раскаянию»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 5

После создания золотого тельца еврейский народ стал уже не народом Всевышнего, а народом Моше?

Темы: Золотой телец, Моше, Идолопоклонство, Добрые дела, Благодарность, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Рав Бенцион, здравствуйте. Заинтересовал момент в нашей истории. Моше Рабейну не хотел, чтобы Всевышний уничтожал еврейский народ после греха золотого тельца, и сказал Б-гу, что если Он уничтожит народ, то тогда пусть будет стерто его (Моше) имя из Торы. В этот момент, как я понимаю, еврейский народ стал уже не народом Всевышнего, а народом Моше. Моше получил от своего народа очень неприятные ощущения. Народ Моше предал своего лидера, забыл его и посчитал его вообще неживым. Тем не менее, Моше не предал свой народ, хотя ему приходилось потом видеть каждый день и общаться с этими людьми, которые ему как бы плюнули в душу. В одном из ответов на сайте сказано, что, если человек неблагодарный, то не нужно иметь с ним больше дел. Но Моше все равно имел дела с неблагодарными людьми. Всевышний же каждую секунду нас прощает, хотя мы не очень-то благодарны бываем… Так как же поступать нам, обычным людям? Арье

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Дорогой Арье!

В тот момент Моше очень сильно молился за еврейский народ и спас его. Но все-таки еврейский народ остался народом Б-га, народом, имеющим отношение к праотцам еврейского народа.

Представьте себе, дорогой Арье, что муж с женой поссорились, и очень сильно поссорились. А пришел кто-то, очень постарался и восстановил хорошие отношения между ними. Кто-то скажет, что эта женщина стала женой того, кто помирил их? Ни в коем случае это так не становится.

К тому, что было написано о неблагодарности. Надо понять: есть разные уровни неблагодарности. Речь идет о тех случаях, когда у человека нет ни капли этого чувства. А если человек недоволен чем-то, что ему мешает, и не имеет полной меры благодарности, — то люди, к сожалению, так себя ведут. И если идти по этому пути, то может оказаться, что людям в 70% случаев не надо делать добро, а это определенно не так. Речь идет о крайнем случае, когда у людей вообще нет благодарности, хотя им делали много добра. Чем больше им делаешь добра — тем больше они ощущают: а, ты нам делаешь добро — ты нам должен, все больше и больше. И этому нет конца. Так пишет Стайплер зацаль об этом. А в случае с еврейским народом — была неблагодарность, но не на таком уровне, и, конечно, для еврейского народа надо было делать добро.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.