Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Другие материалы автора

Биография раввина
Все циклы уроков рава
Все статьи рава
Все аудиоуроки рава

После создания золотого тельца еврейский народ стал уже не народом Всевышнего, а народом Моше?

8 июня, темы: Золотой телец, Моше, Идолопоклонство, Еврей, Мировоззрение, Тора, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Рав Бенцион, здравствуйте. Заинтересовал момент в нашей истории. Моше Рабейну не хотел, чтобы Всевышний уничтожал еврейский народ после греха золотого тельца, и сказал Б-гу, что если Он уничтожит народ, то тогда пусть будет стерто его (Моше) имя из Торы. В этот момент, как я понимаю, еврейский народ стал уже не народом Всевышнего, а народом Моше. Моше получил от своего народа очень неприятные ощущения. Народ Моше предал своего лидера, забыл его и посчитал его вообще неживым. Тем не менее, Моше не предал свой народ, хотя ему приходилось потом видеть каждый день и общаться с этими людьми, которые ему как бы плюнули в душу. В одном из ответов на сайте сказано, что, если человек неблагодарный, то не нужно иметь с ним больше дел. Но Моше все равно имел дела с неблагодарными людьми. Всевышний же каждую секунду нас прощает, хотя мы не очень-то благодарны бываем… Так как же поступать нам, обычным людям? Арье

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Дорогой Арье!

В тот момент Моше очень сильно молился за еврейский народ и спас его. Но все-таки еврейский народ остался народом Б-га, народом, имеющим отношение к праотцам еврейского народа.

Представьте себе, дорогой Арье, что муж с женой поссорились, и очень сильно поссорились. А пришел кто-то, очень постарался и восстановил хорошие отношения между ними. Кто-то скажет, что эта женщина стала женой того, кто помирил их? Ни в коем случае это так не становится.

К тому, что было написано о неблагодарности. Надо понять: есть разные уровни неблагодарности. Речь идет о тех случаях, когда у человека нет ни капли этого чувства. А если человек недоволен чем-то, что ему мешает, и не имеет полной меры благодарности, — то люди, к сожалению, так себя ведут. И если идти по этому пути, то может оказаться, что людям в 70% случаев не надо делать добро, а это определенно не так. Речь идет о крайнем случае, когда у людей вообще нет благодарности, хотя им делали много добра. Чем больше им делаешь добра — тем больше они ощущают: а, ты нам делаешь добро — ты нам должен, все больше и больше. И этому нет конца. Так пишет Стайплер зацаль об этом. А в случае с еврейским народом — была неблагодарность, но не на таком уровне, и, конечно, для еврейского народа надо было делать добро.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме