Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сегодня женщины говорят о потребности чувствовать себя более защищенно и «респектабельно». В сегодняшней моде это выражается с помощью одежды, которая скрывает больше, чем открывает.

Дорогие дамы! Mир высокой моды сегодня помогает вам чувствовать себя уверенно. Ушли в прошлое обтягивающие силуэты и максимально открытые наряды, в которых еще совсем недавно модели нулевого размера ходили по подиумам. Сегодняшние модные тенденции решительно более консервативны и предлагают диапазон от сложного кроя до квадратного силуэта и оттенков бежевого — наряды, которые приводят на память одежду паломников первого Дня благодарения. «Платья-мешки» до пят, водолазки, закрывающие шею, костюмы и классические блузки с юбками ниже колен представили такие дизайнеры как Céline, Rachel Comey, The Row, Creatures of Comfort, Vaquera и VETEMENTS.

Также растет популярность еврейских ортодоксальных дизайнеров The Frock NYC, MimuMax и Linear Collection. Ортодоксальные еврейские блогеры Рахель Ядгар и Ади Хейман насчитывают тысячи подписчиков, которые интересуются их рекомендациями, как одеться стильно, не выходя за рамки скромности. Сегодняшние модные тенденции обусловлены также растущим спросом мусульманок и христианок, y которых есть свои собственные модельеры, так или иначе влияющие на мир высокой моды. Модельное агентство UNDERWRAPS представляет моделей, только если они демонстрируют скромные стили.

Журналисты, пишущие о моде, не считают это очередным мимолетным зигзагом постоянно меняющейся модной индустрии, они видят здесь более глубокую перемену. Как недавно заметил один из журналистов New-York Times:

«В эпоху тотального проникновения СМИ и интернета, когда у людей не остается ничего личного, все выставляется напоказ, женщины заявляют о потребности чувствовать себя более защищенными, что находит выражение в новом стиле одежды, которая больше прикрывает, чем открывает. “Раздетый” образ безвозвратно уходит в прошлое. Я очень рад, что мир высокой моды осознал сегодня (пусть даже ненадолго), что красота и обаяние лучше сочетаются со скромностью, чем с навязчивой самодемонстрацией».

«Я убежден, что женщинам, которые носят вещи, придающие им уверенность в себе, которым не приходится постоянно помнить о необходимости одергивать подол или поправлять лямки, присуще гораздо большее очарование» — заявил дизайнер Майкл Корс.

Простой перевод еврейского слова «цниют» — «скромность». Но мне больше по душе перевод моего рава — «благоразумие», «осмотрительность». Осмотрительный человек отводит особое место, «уголок» для чего-то личного. Это не имеет ничего общего с пренебрежительным отношением к другим людям или «серостью» жизни. Галаха, еврейский Закон, дает здоровые рекомендации мужчинам и женщинам, как определить эти границы.

Соблюдение правил скромности предписывается как мужчине, так и женщине, и правила эти касаются не только одежды. Наша манера поведения и речи тоже должна выражать «цниют» — так, чтобы было видно: мы думаем, взвешиваем каждое свое слово и действие и несем за них ответственность. Сегодня мы почти каждый день слышим сообщения о том, что очередной известный человек отстранен от должности из-за сексуальных домогательства. Разве не очевидно, что мужчины как никогда нуждаются в «специальных курсах», чтобы научиться быть осмотрительными.

Радует, что в моду вошел более скромный стиль. Сегодня поиск подходящей одежды в магазинах, к сожалению, больше напоминает рытье в общественной помойке. Pедкая удача, если вылавливаешь что-то с длинным рукавом и без зияющего выреза. Чаще всего одежду приходится все равно нести к портнихе, чтобы в ней можно было потом куда-нибудь выйти. Наконец-то женщины и девушки могут чувствовать себя уверенно в одежде, которая выглядит одновременно скромно и стильно. Сегодняшняя мода ориентируется и на тех потребителей — евреек, мусульманок, православных, — которые не любят выставлять свое тело напоказ.

Ирония истории: если недавно еще сдержанный стиль в одежде считался знаком закрепощенности женщины, то сегодня верно обратное. Слишком тесная, короткая или чересчур открытая одежда по-настоящему ограничивает, «мельчит» женщину. Одежда, которая привлекает внимание исключительно к телу женщины, «скрывая», таким образом, ее человеческую сущность, умаляет и унижает женщину. Скромная одежда дает женщине чувство уверенности и защищенности.

Многие женщины уже давно ждут появления более консервативной одежды. На сайте Refine29 Connie Wang дает советы друзьям, как обновить гардероб или купить что-то для особого случая. В своей колонке, обсуждая вопрос о том, почему одежда самых подходящих для женщин стилей не производится массово, она пишет: ее друзья — люди разного возраста, с разными вкусами и разной степени «смелости». Но все они предпочитают одежду, которая «была бы милой, стильной, имела бы рукава и не была слишком короткой» И продолжает: «Когда я говорю им, что то, что они ищут, это — скромный, сдержанный стиль, они обижаются и воспринимают это, как будто я обвинила их в старомодности».

Порывшись в толковом словаре, я нашла следующие синонимы слова «скромный»: «стеснительный», «неуверенный», «робкий», «устаревший», «простой», «непритязательный», «не стильный». Эти слова совершенно не подходят для описания скромной одежды, которая может быть и элегантной, и подчеркивающей индивидуальность женщины, и стильной, и утонченной, и изысканной. Bсе это — полная противоположность «простенькому», «устаревшему» и «безвкусному».

На мой взгляд, в не слишком откровенном наряде женщина сохраняет какую-то загадочность, «недосказанность». А поскольку сегодня все реже можно увидеть людей, одетых с достоинством, это еще больше добавляет женщине «класса», подчеркивает ее оригинальность и неповторимость, выделяет из толпы.

Не сомневаюсь, что закон маятника еще заставит моду качнуться в противоположную сторону. Поэтому, пользуясь сегодняшним изобилием, запасаюсь одеждой впрок. Но попомните мои слова: после того как многие женщины благодаря новым «закрытым» тенденциям высокой моды откроют для себя мир свободы, комфорта и подзабытого ощущения своего человеческого достоинства, они уже так легко от этого не откажутся. И это вызовет очередной прилив спроса на скромную одежду и сделает ее доступной на длительный период.

Джуди Груэн, сайт Эйш а-Тора, переводчик Мириам Нирман


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»